Актриса Елена Мольченко
После окончания ГИТИСа Елена Мольченко пришла в театр имени Владимира Маяковского. Прекрасные внешние данные и артистизм сразу привлекли внимание режиссера. Ее первой крупной работой стала роль Жар-птицы в сказке «Иван Царевич». Потом были не менее яркие роли в различных спектаклях:
- Баба-Яга в детских спектаклях;
- Роль Искры Поляковой («Завтра была война» по роману Б. Васильева);
- Мадам Попятник («Закат»);
- Федра («Валенсианские безумцы»);
- Ольга («Кто боится?» по Р. Бредбери);
- Глафира Фирсовна («Жертва века») и многие другие.
И хотя театральную деятельность актриса считает главным делом своей жизни, с 1986 года она активно начала сниматься в кино. Вначале это были телевизионные спектакли, а в 1993 году ей досталась не главная, но довольно характерная роль в фильме «Кодекс чести — 2». Стоит заметить, что Мольченко никогда не стеснялась эпизодических ролей, если они представляли для нее интерес.
Очень хорошо всем запомнился сериал «Простые истины» с ее участием, где она играла строгого завуча Апраксину Нину Андреевну. Все 350 серий зрители следили за событиями, происходящими в фильме, и видели всегда опрятно и стильно одетую женщину, которая при всей своей строгости и кажущейся неприступности любила детей и желала им добра.
Многие считали тогда этот образ идеальным для настоящего учителя.
Позднее были еще интересные киносериалы:
- «Кадетство»;
- «Ранетки»;
- «Краткий курс счастливой жизни»;
- «Молодежка»;
- «Анжелика» и другие.
Александр Фатюшин и Елена Мольченко: И каждый раз навек прощайтесь…
1:502 1:507 Главный режиссёр театра имени Маяковского Андрей Гончаров называл его рязанским Марлоном Брандо, а зрители часто ассоциировали его с хоккеистом Сергеем Гуриным из фильма «Москва слезам не верит» и даже брали у него автографы, как у члена сборной команды по хоккею. Футболисты «Спартака» считали актёра своим талисманом и искренне верили: его присутствие на матче гарантирует им победу. К Александру Фатюшину с огромной симпатией относились друзья и коллеги, у него были теплые отношения с Натальей Гундаревой, а роман с будущей женой Еленой Мольченко начался с сочувствия. Они вместе прожили 17 лет, а после раннего ухода актёра из жизни многие обвиняли супругу в его кончине.
1:1754
Невеста с кольцом, но без предложения
1:74 1:79
Александр Фатюшин
Они познакомились в театре имени Маяковского, где к тому времени собралась звёздная труппа. Александр Фатюшин в то время уже был звездой, она только пришла в театр после окончания ГИТИСа. И оба они не могли считать себя свободными.
У Александра Фатюшина была в то время любимая женщина, роман с которой длился уже 15 лет. Однако она была замужем и оставлять мужа не планировала. Елена же фактически состояла уже 4 года в гражданском браке с Анатолием Лобоцким. Но она как раз обратила внимание на знаменитого актёра, удивившись тому, что он до 35 лет так и не женился.
2:1662
Елена Мольченко
Он проявил к ней участие, когда во время спектакля она получила травму, в результате чего у неё была ссадина на половину лица. Сначала он позвонил и попросил разрешения проведать Елену. Она отказала под благовидным предлогом, на самом деле ей совершенно не хотелось представать перед мужчиной в неприглядном виде: раны на лице ещё не зажили.
Но Фатюшин, видимо, уже принял решение и не собирался отступать. Он позвонил Елене снова и, услышав, что она собирается мыть голову перед спектаклем, пригласил её к себе, в нормальные условия, так как в общежитии, по его мнению, просто не могло быть никаких удобств.
3:1655
Потом телефонные звонки учащались, и однажды Александр, позвав Елену вместе с ним проведать брата, вдруг представил родственнику актрису, как свою невесту. И сразу после визита, не делая никаких предложений и не строя планов, просто купил девушке колечко.
4:982
Свадьба в «Галактике»
4:1029 4:1034
Александр и Елена Фатюшины в день свадьбы
И всё же через какое-то время он приехал и сказал просто: «Поехали со мной. Ты будешь моей женой!» И Елена снова отказала, выпалив лишь, что любит другого. Лобоцкий тогда не поверил, что Фатюшин зовёт Елену замуж. Он сам постоянством не отличался, и Мольченко была лишь одной из женщин, осчастливленных его любовью. Актриса понимала это давно и знала, что никакого будущего у этих отношений просто нет.
Она позвонила Александру на следующий день и только назвала своё имя, как он ей ответил, что всё понял и тут же примчался в общежитие и забрал Елену. Позже Лобоцкий обвинит Александра Константиновича в разрушении его брака с Мольченко. Правда, сам Фатюшин даже не догадывался об этих отношениях, как и Елена не знала о своём статусе супруги.
5:2982
На свадебном банкете с Натальей Гундаревой и друзьями
Наталья Гундарева была несколько расстроена известием о предстоящей свадьбе Шуши, как называла она Фатюшина. Она не слишком любила Елену, а уж женитьбы Александра на ней вовсе не ожидала.
6:963
С Александром Фатюшиным Елена чувствовала себя счастливой и любимой
Александр Фатюшин и Елена Мольченко расписались 15 апреля 1986 года. На свадьбе в ресторане «Галактика» гуляли 120 человек. Переступив порог дома после бракосочетания, они приняли решение никогда не вспоминать всё то, что было у них в прошлом. Не было никого и ничего, есть теперь только они двое – муж и жена.
7:2166
Жизнь не на показ
7:37 7:42
Во время свадебного путешествия супруги побывали в Одессе
У них действительно началась новая жизнь. Они всюду были вместе, и складывалось ощущение, что они не могли надышаться друг другом. Единственное, к чему никак не могла привыкнуть Елена, так это к готовности Александра к собственному уходу из жизни.
На первом же их свидании, ещё до брака он читал ей своим стихи о собственных похоронах. Наверное, сказывалось состояние здоровья актёра. Уже в 35 лет у него была ишемическая болезнь сердца и хроническая пневмония, обострявшиеся каждую зиму. Внешне он казался абсолютно здоровым, но на деле очень часто болел, постоянно лечился.
8:1719
Александр и Елена Фатюшины
Он не боялся смерти. Даже когда после 50 лет совершал свой первый прыжок с парашютом. Елена спросила его после приземления, было ли мужу страшно. Ему же было всё равно, раскроется парашют или нет. Коллеги, знавшие Александра близко, утверждали: он начал прощаться с ними за несколько лет до ухода.
9:1105
«И каждый раз навек прощайтесь…»
9:1173 9:1178
Александр Фатюшин
За три недели до рокового дня, Александр Фатюшин вдруг собрался в церковь на исповедь и причастие, но она оказалась на ремонте. Незадолго до этого он ездил на родину в Рязань, заехал, как обычно, и в дом-музей Сергея Есенина в Константиново. Там он так пронзительно читал «Чёрного человека», что слезами обливались даже посторонние люди. Он прощался со всем, что ему было дорого.
Его не стало 6 апреля 1999 года. Елена и Александр были дома вдвоём, когда зашла к ним соседка. Актёр ушёл смотреть телевизор, оставив женщин на кухне. Когда соседка зашла в комнату позвать его присоединиться к небольшому застолью, обнаружила, что актёр уже умер.
10:2895
Александр и Елена Фатюшины
Елена, услышав о смерти мужа будто окаменела. Лишь налила себе в бокал коньяк и залпом выпила. Произошло то, к чему Саша готовил её все 17 лет совместной жизни.
Позже многие обвиняли в его смерти Елену: смотрела за ним плохо, пить позволяла, спиртное его и убило. Просто никто даже не догадывался о его проблемах со здоровьем. Она же до сих пор, даже выйдя замуж во второй раз, отмечает день его рождения и всегда помнит тот миг, когда прозвучали слова о его смерти.
11:1405 11:1410 11:1417
Биография и личная жизнь
Родилась в мае 1963 года в городе Минске в простой, но очень дружной, трудолюбивой семье.
Отношения в семье можно было назвать идеальными, и Елене хотелось в будущем создать такие же. В 1981 году, окончив школу, поехала в Москву и поступила в ГИТИС. Получив диплом, пришла в театр имени Владимира Маяковского. На сегодняшний день Елена Мольченко является востребованной актрисой и в театре, и в кинематографе.
Со своим будущим мужем Александром Фатюшиным Елена познакомилась в этом же театре. К тому времени это был уже известный актер, сыгравший красавца — хоккеиста Гурина в нашумевшем фильме «Москва слезам не верит». Она не могла даже представить себе, что он, по которому все девушки сходили с ума, обратит на нее внимание. Их роман начался с того случая, когда во время спектакля она поранила о декорацию лицо, а он вечером позвонил и поинтересовался самочувствием. Коллеги были не в курсе их отношений. Почему-то все считали, что Мольченко дружна с Анатолием Лобоцким, с которым вместе училась.
Что актриса Елена Мольченко любит больше жарких курортов?
Sputnik, Алексей Стефанов.
В течение недели в Московском академическом театре имени Маяковского, Театре на Малой Бронной и в ГИТИСе проходили творческие встречи, концерты и спектакли, посвященные 100-летию со дня рождения легендарного режиссера и педагога Андрея Гончарова. Среди актеров, задействованных в этом мини-фестивале, была ученица Гончарова, уроженка Минска Елена Мольченко, окончившая ГИТИС в 1985 году. Она до сих пор рассказывает о своем учителе с придыханием, воспроизводя его голос и интонацию. И находится под впечатлением от первой встречи с этим человеком.
А про свой переезд в Москву говорит так: «Часто во время интервью актерам задают вопрос: «Скажите, как вы покоряли Москву?» Меня об этом не спрашивали да и не нужно этого делать, потому что Москву я не покоряла, приехала в нее не для этого. И когда-нибудь обязательно вернусь домой, в Минск».
Долгая дорога в Москву
Елена Мольченко родилась в Минске, как она говорит, «в эпоху Брежнева, при нашем первом секретаре Компартии Беларуси Петре Машерове, и неплохо себя чувствовала».
«Воспоминания о детстве у меня самые что ни на есть счастливые: я не помню ни пустых прилавков, ни каких-то очередей. Не скажу, что мы жили шикарно, но, по крайней мере, когда студенты приезжали на картошку в белорусские села, они были сыты, чувствовали себя очень комфортно. А когда я приехала в Москву, и мы поехали на картошку здесь, то удивилась, насколько российские деревни были нищие», — рассказывает Мольченко.
© Photo : Михаил Трофимов / из личного архива Елены Мольченко
Актриса Елена Мольченко
Актрисой Елену называли с детства — она рано начала танцевать и петь, и взрослые во время каждого домашнего праздника обязательно ставили ее на стульчик и просили что-то исполнить, бравируя перед гостями. Но при этом отдавать в музыкальную школу или в драмкружок не спешили. И если бы не племянница Таня, кто знает, как бы повернулась ее судьба. Когда Елена училась в третьем классе, именно она взяла будущую актрису за руку и привела в детский танцевальный ансамбль «Ровесник» при Минском дворце культуры Белсовпрофа.
«Звезд с неба я не хватала, солисткой не была, но окунулась в атмосферу настоящей концертной деятельности — появления и пребывания на сцене, строгой дисциплины. Не говоря уже о том, что наш ансамбль участвовал в правительственных концертах, и я с детства видела перед собой ансамбль «Песняры», Игоря Лученка, Александру Николаевну Пахмутову. Это задавало какую-то планку, осознание того, что артистка — это не просто встать на табуретку и прочитать стишок, а это тяжелый ответственный труд», — говорит Мольченко.
© Photo : Михаил Трофимов / из личного архива Елены Мольченко
Актриса Елена Мольченко
Позже она танцевала в ансамбле при Минском камвольном комбинате и ездила с гастролями по белорусским городам, колхозам и совхозам, а в последнем классе школы пошла в театральную студию «Стерео» под руководством Рида Сергеевича Талипова.
Из любви к искусству ездила на троллейбусе до занятий полтора часа в одну сторону… Но при этом жутко боялась поступления в Белорусский государственный театрально-художественный институт.
«Проезжая мимо театрального института на тогдашнем Ленинском проспекте я смотрела на это здание, как на Эверест. После восьмого класса даже пыталась поступить в технологический техникум по специальности «декоративная косметика и парикмахерское искусство», но, к счастью, не попала туда. Поэтому, когда настало время поступать в институт, я самостоятельно подготовилась и поступила на курс к Александру Ивановичу Бутакову — старейшему педагогу, выпустившему практически всех звезд белорусской сцены, многие из которых стали звездами в Москве», — вспоминает актриса.
Встреча с учителем
К своему удивлению, к окончанию первого курса Елена Мольченко так и не поняла, что за профессию осваивает, поэтому, когда шестеро однокурсников решили летом поехать в Москву и попробовать поступить там, не раздумывая, составила им компанию. Вместе они ходили по разным вузам и выбирали. Мольченко приглянулся ВГИК, но она не поступила — собеседование у Сергея Бондарчука оказалось неудачным.
Собрав вещи, Мольченко поехала попрощаться с подругой Ларисой Борушко, которая еще не успела сдать экзамены в ГИТИС. Встретились в сквере у театра.
«Лариса говорит, подожди, завтра прослушивание у Гончарова, если я тоже срежусь, вместе поедем. А я, признаюсь, к своему стыду не знала, кто такой Гончаров. Говорю, хорошо, завтра так завтра. И вот мы подходим к корпусу ТИР, где мы позже танцами занимались, и оттуда поднимается такой грандиозный человечище в костюме сафари цвета хаки, с благородной сединой в волосах, и с высоко поднятой рукой вещает как вулкан: «Я буду в такой-то аудитории». Не могу сказать, что у него был какой-то приятный голос, но как он это подал, как пригласил… У меня сразу же открылись глаза на актерскую профессию. Когда я увидела Гончарова говорящего и движущегося на таком градусе, меня, как потом он любил повторять, когда нас учил, «будто на шомпол насадили». И я твердо решила остаться и поступать в ГИТИС», — вспоминает актриса.
© Photo : пресс-служба Театра Маяковского
Актриса Елена Мольченко во время спектакля «Завтра была война»
На этот раз Елена вместе с подругой Ларисой успешно сдала экзамены, после чего съездила в Минск, с трудом забрала документы и стала учиться у Гончарова.
«Многие, когда начинают учиться в Москве, говорят — я приехал из провинции. Когда я начала заниматься, провинциалкой себя совсем не чувствовала, потому что Минск — столичный город, и давал ощущение жителя столицы. Я никогда и не разрывала отношения с Минском. И сейчас всем говорю, что я из Беларуси. Не упоминаю, что белоруска только потому, что у меня белорусские корни с маминой стороны, а по папе я украинка.
Использую каждую возможность, чтобы поехать в Минск, потому что, слава Богу, живы родители, там у меня много родственников, я приобрела в Минске квартиру, под Минском — дом, и, когда жизнь пойдет к закату, обязательно вернусь на свою пристань — в Беларусь».
Свою «пристань» Мольченко любит гораздо больше жарких курортов и каждый отпуск проводит в Беларуси, потому что «там места замечательные, а какие озера, воздух, какие чудесные люди живут».
Ни одного проходного спектакля
Елена Мольченко рассказывает, что подход к обучению у Андрея Гончарова был особым: «Когда я поступила к нему на курс, нам не раз повторяли, что взяли всех за индивидуальность. Технология обучения акцентировалась на твоей личности, твоих реакциях, а не где-то придуманных и сконструированных. Гончаров до такой степени возбуждал темперамент и выматывал нутро, чтобы найти в тебе нужную реакцию на то или иное событие, написанное в пьесе, что уникальная сцена рождалась именно и только благодаря тебе».
Поэтому, когда Мольченко пришла работать в Театр Маяковского, которым Гончаров руководил в общей сложности 34 года, по ее словам, там была «золотая труппа». Актеры не были типажными, у каждого было свое проявление темперамента. Гончаров любил перемешивать амплуа, давать роли на сопротивление, благодаря чему появлялись новые образы и персонажи, какая-то новая энергия.
«Ни одного проходного спектакля Гончаров никогда не делал. Он знал, для чего ставит ту или иную пьесу, кому посылает ее, во имя и ради чего работает. Это как телеграмма в зал. Он всегда говорил, что в театре все должно быть для человека, во имя человека и через человека. Зритель должен был пережить катарсис — очищение через страдание. А для того, чтобы этого добиться в работе, нужно самому быть очень свободным, сильным и великодушным человеком. Но технически, чтобы художник такого масштаба, как Гончаров, довел до конца свой замысел, в театре должна быть дисциплина. И когда в каких-то телепередачах или газетах я вижу высказывания, что Гончаров был жестоким человеком, что он постоянно кричал, я сразу вспоминаю эту первую встречу с ним, когда он шел в костюме сафари и вещал — и категорически не могу согласиться с таким мнением», — говорит Мольченко.
© Photo : пресс-служба Театра Маяковского
Актриса Елена Мольченко во время спектакля «Кавказский меловой круг»
Она признается, что фраза учителя о том, что играть нужно на градусе 39, а не 36,6, прочно вошла в ее сознание, и даже на кастингах она не может мирно сидеть и скучно полушепотом рассказывать какие-то вещи. Делает это всегда эмоционально, что не всегда играет ей на руку.