Биография
Михаил Глузский – актер театра и кино, народный артист. Ярким талантом покорил советскую публику, снявшись в 150 картинах. Помимо работы в кадре, актер пользовался популярностью и как мастер озвучивания. Увлекался чтением поэзии, выпустил два актерских курса во ВГИКе.
Народный артист СССР, актер театра и кино Михаил Глузский родился 21 ноября 1918 года в Киеве. Его отец – крестьянин, убежденный революционер Андрей Михайлович, который позднее стал журналистом и поэтом. В Киев отец переехал в 1917 году, построил дом, посадил фруктовый сад. Отца не стало, когда Михаилу было четыре года.
Актер Михаил Глузский
В 1922 году Глузские переехали в Москву и жили в коммунальной квартире. А вскоре мать Михаила, Ефросинья Кондратьевна, во второй раз вышла замуж и переехала к мужу в Баку. Там Михаил и пошел в школу. В Москву они вернулись, когда Мише было 11 лет. Мать работала продавцом в отделе игрушек ЦУМа, а сын сидел под прилавком, потому что оставить его было не с кем.
Михаил Глузский рос задирой, дрался, бил уличные фонари и даже попал на учет в милицию. Его шалости могли закончиться плохо, но в их доме открылся кружок самодеятельности. Глузский однажды заглянул туда из любопытства и так увлекся, что решил стать артистом. В кружке он занимался несколько лет.
Михаил Глузский в молодости
В школе он быстро стал первым модником, не реагировал на замечания преподавателей. Но терпение администрации было небезграничным – когда Михаил явился в знак протеста в школу с блестящими от репейного масла волосами, его отчислили. Такого поворота он не ожидал и попросил прощения – простили. После школы Михаил работал электромонтером в ЦУМе и учился в вечерней школе рабочей молодежи. Его попытки поступить в театральные школы были безуспешными. В 1936 году он узнал, что при «Мосфильме» открылась актерская школа – решил поступать туда. Его приняли, но несколько раз чуть не отчислили. Как говорил Глузский, он был антиобщественным – не комсомольцем, не членом партии и даже не пионером.
В 1940 году он окончил актерскую школу и пошел служить в армию, а когда началась война, участвовал в фронтовой бригаде.
Карьера в кино, просветительская деятельность
Так сложилось, что в начале кинокарьеры за Глузским закрепилось амплуа актера, исполняющего роли отрицательных персонажей – шпионов, белогвардейцев и жуликов. Это случилось благодаря выходу на экраны приключенческой картины «Тайна двух океанов» (1956), в которой Михаил Андреевич мастерски перевоплотился в хитрого и коварного вражеского шпиона, скрывающегося под маской рядового музыканта.
Михаил Глузский в фильме «Тайна двух океанов»
Следующей яркой работой стала роль есаула Калмыкова в трехсерийной экранизации шолоховского «Тихого Дона», которая принесла актеру всесоюзную известность. Актеру мастерски удалось передать зрителям всю трагедию судьбы своего персонажа, который сумел до конца сохранить верность воинской присяге и не посрамил честь русского офицера.
Михаил Глузский в фильме «Тихий Дон»
Глузский до конца своих дней был благодарен Герасимову за эту роль и всегда с удовольствием снимался в его фильмах, пусть даже в совсем небольших эпизодах. Чего только стоит второстепенная, но такая мощная роль аббата Пирара в исторической драме «Красное и черное» (1976), где актерский талант Михаила Андреевича заиграл совершенно новыми гранями.
Михаил Глузский в фильме «Красное и черное»
Заслуживает внимания и комедийный дар актера – ярким примером может служить харизматичный администратор гостиницы из культовой комедии «Кавказская пленница» (1966), который учит Шурика произносить местные традиционные тосты.
Михаил Глузский в комедии «Кавказская пленница»
Ну а лучшей киноработой Глузского по праву считается роль пожилого академика Сретенского в трогательной психологической драме Ильи Авербаха «Монолог» (1972). Эту картина – глубокое философское размышление о смысле жизни, исповедь пожилого человека, оказавшегося на старости лет совершенно чужим и ненужным родной дочери (Маргарита Терехова) и внучке (Марина Неелова).
Михаил Глузский в фильме «Монолог»
Выдающиеся роли Михаила Андреевича можно перечислять еще долго – он никогда не отказывался от работы, даже в тяжелые для всей страны 90-е, когда отечественная киноиндустрия находилась в полном упадке. Мало кто знает, что Глузский – мастер художественного слова, великолепный чтец и декламатор. Он много лет работал на радио и телевидении, дублировал иностранные фильмы, озвучивал мультфильмыи даже снимался в «Ералаше». Михаил Глузский в Ералаше Творческую деятельность Глузский успешно совмещал с общественной и преподавательской – выпустил два курса ВГИКа, руководил Комиссией ветеранов кино, в 1986-91 годах был секретарем правления Союза кинематографистов СССР.
За неоценимый вклад в отечественную культуру Михаил Андреевич был удостоен звания Народного артиста СССР и награжден высокими правительственными наградами.
Острова. Михаил Глузский
Театр
После войны, в 1946 году, Михаил Глузский пришел работать в Театр-студию киноактера и оставался ему верен почти 40 лет. На его сцене он блистательно сыграл Карандышева в «Бесприданнице», Шуру Зайцева в «Старых друзьях», Жоржа Милославского в «Иване Васильевиче» и много других ролей.
Михаил Глузский в спектакле “Чайка”
Иногда Глузского приглашали в спектакли Театра «Современник» и Театра Ермолаевой.
В 1995 году актер перешел работать в Театр «Школа современной пьесы». Здесь он был задействован в спектаклях «Чайка», «Уходил старик от старухи» и других ярких постановках. В этом театре он проработал 7 лет, до самой смерти.
Примечания
- ↑ 12 filmportal.de — 2005.
 - Архив (1998-2006) | СЕГОДНЯ (неопр.) . Дата обращения: 12 января 2013. Архивировано 14 января 2013 года.
 - Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 января 1977 года «О присвоении почётного звания народного артиста РСФСР»
 - Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1414
 - Распоряжение Президента Российской Федерации от 25 декабря 1995 года № 553-рп «О поощрении Союза кинематографистов России и ведущих мастеров отечественного кинематографа»
 - История. 1995 Театр Школа современной пьесы. Официальный сайт
 - ↑ 1234 С последнего спектакля Михаила Глузского вынесли на руках: ночью ему ампутировали ногу, а через день он умер / Бульвар
 - ↑ 12 Трудяга Глузский / Культура
 - ↑ 1234 Биография Михаила Глузского — РИА Новости, 21.11.2013
 
Фильмы
Карьера киноактера начиналась с маленьких ролей в картинах «Минин и Пожарский» и «Девушка с характером», которые вышли на экран в 1939 году. В следующем году были еще две небольшие роли, благодаря которым Михаила Глузского приняли в штат «Мосфильма».
Михаил Глузский в фильме «Тихий Дон»
В 50-е режиссеры предлагали ему в основном отрицательных героев. В приключенческой ленте «Тайна двух океанов» Глузский был убедителен в роли шпиона Ивашева, а в «Тихом Доне» он блистательно сыграл есаула Калмыкова. Как позднее рассказывал актер в одном интервью, Калмыкова он воспринимал как цельную личность, верную своим идеалам.
После «Тихого Дона» Глузский не сидел без работы. «Монолог», «Последняя жертва», «Миссия в Кабуле» и еще десятки разноплановых ролей – в каждой артист был убедителен. В общей сложности Михаил Глузский сыграл больше 150 ролей. Широко известны работы Михаила Андреевича в комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», где он сыграл администратора гостиницы, в приключенческой ленте «Последний дюйм», в котором рассказывалось о случае в североафриканской Акульей бухте. Убежденного большевика Фокича актер сыграл в драме Глеба Панфилова «В огне брода нет».
Михаил Глузский в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
Среди фильмов, снискавших популярность, в репертуаре Глузского числятся «Живые и мертвые», «Пламя», «Десять негритят», «Тасс уполномочен заявить». Партнерами артиста становились Кирилл Лавров, Марина Неелова, Маргарита Терехова, Ольга Машная и другие.
В фильме Николая Губенко «Пришел солдат с фронта» актер воплотил на экране героя с сильным характером. Потеряв в боях руку, солдат возвращается домой, где его ждет более ужасная весть – супруга умерла, оставив дочь сиротой. Герой Глузского находит силы не только воспитать девочку, но и помочь родному селу восстановиться. К военной тематике относятся также фильмы с участием Михаила Глузского «На войне как на войне», «Освобождение». В военной драме «Украденный поезд» артист воплотил на экране образ офицера немецкой армии.
Михаил Глузский в фильме «Тасс уполномочен заявить»
В биографии Михаила Глузского было много наград, призов и премий. Он являлся кавалером орденов Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством». В 1997 году удостоился премии «Ника» за работу в фильме «Мужчина для молодой женщины», а через два года стал лауреатом премии в категории «Честь и достоинство». В новом веке актер появился в проектах «Бременские музыканты и Со», «Дальнобойщики», «На полпути в Париж». Последней работой в фильмографии актера стала его роль в юмористическом киножурнале «Ералаш».
Киевлянин Михаил Глузский. Народный артист с Караваевых дач
Родители Миши переехали из Петрограда в Киев в середине 1917 года, спасаясь от голода и безработицы, царивших в то время в русской столице. Андрей Михайлович построил в районе Караваевых дач небольшой домик, заложил сад со множеством фруктовых деревьев, которым очень гордился. Вскоре вдобавок к старшей дочери Людмиле у него родился сын. Мальчика назвали в честь пропавшего на войне (как все думали) брата матери, который объявился через несколько лет живым, но израненным.
Однажды на «Мосфильме». Как знаменитая одесская подпольщица стала врагом народа
©
kino-teatr.ru
После смерти мужа от тифа мать Миши — Ефросинья Кондратьевна Глузская — продала всё, что могла, взяла детей и уехала в Москву. В столице ей удалось получить комнату в коммунальной квартире. Она второй раз вышла замуж, затем развелась. Ей повезло устроиться в Центральном универмаге Мосторга (ЦУМе) продавщицей в игрушечном отделе, что для тех времён было очень престижно. Раннее детство Миши прошло среди стеллажей с игрушками.
«Тянуть» двух детей самой Ефросинье Кондратьевне было тяжело, и она отправила 6-летнего Мишу в Баку к своему бывшему второму мужу. Характер у мальчика оказался не сахарный, и его вскоре сдали в интернат, расположенный за 20 км от столицы Азербайджана в городе Мардакян. Отсюда мальчик успешно сбежал и вернулся обратно в Баку.
Вскоре, однако, всё наладилось, Миша остепенился, пошёл в школу, увлёкся художественной самодеятельностью. В театральных кружках ему почему-то всегда доставались роли каких-то стариков, от чего на сцене его самого часто «душил» смех, с которым он никак не мог совладать.
В 1929 году мальчик вернулся в Москву. Работал сначала учеником слесаря в мастерских НАТИ, потом — учеником электромонтёра и электромонтёром в ЦУМе. Одновременно он учился в вечерней школе рабочей молодежи и играл в спектаклях драмкружка при клубе Мосторга.
Два года подряд, в 1935-1936 годах, он пытался поступать в школу-студию МХАТ, в Щукинское училище, в другие театральные учебные заведения столицы… но его никуда не брали. Однажды Михаил шёл по улице и случайно увидел объявление о доборе в Актёрскую школу при киностудии «Мосфильм» (будущий ВГИК) двух юношей.
Первые полтора года он был на грани исключения по профнепригодности, вопрос сам собой отпал только в конце второго курса. За время учёбы Глузскому удалось сняться в эпизодических ролях в известных фильмах «Девушка с характером» (1939), «Минин и Пожарский» (1939), «Салават Юлаев» (1940). Правда, во всех этих лентах в титрах его не указали.
День в истории. 12 ноября: родилась самая популярная харьковчанка
©
РИА Новости, Дмитрий Коробейников | Перейти в фотобанк
Глузский окончил учёбу в 1940 году, и его забрали в армию. Положенный срок он служил в труппе Центрального театра Красной армии (было и такое подразделение в РККА). Сцена театра была очень большая, постановки делались с участием большой массовки, вот в эту самую массовку Михаил и попал. Здесь его и застал день 22 июня 1941 года. «Когда я услышал, что началась война, просто сел на пол», — вспоминал он потом.
Глузский подал заявление с просьбой направить его на передовую, но в Главном политическом управлении армии, которому подчинялся театр, посчитали, что он принесёт больше пользы в качестве актёра, чем обычного бойца. Так Михаил оказался в составе фронтовой бригады театра. В боях ему участвовать не довелось, а вот под бомбёжки и обстрелы он попадал. Его единственной военной наградой стала медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
После окончания службы Глузский стал пробоваться в другие столичные театры, и в конце концов его приняли в Государственный театр киноактёра. Он с головой ушёл в работу.
В 1949 году в Германии организовался театр для обслуживания подразделений Западной группы войск. В числе приглашённых в труппу оказался и Михаил. Он подписал 3-годичный контракт и собирался покинуть столицу 5 мая, когда накануне отъезда семейная пара друзей пригласила его совместно отпраздновать Первомай на квартире у их знакомой. С хозяйкой квартиры — Катей Перегудовой, которая, кстати, была замужем, — до этого Михаил знаком не был, и когда увидел её, влюбился с первого взгляда. На следующий день подруга позвонила Кате и сказала: «Миша хочет с тобой попрощаться, приходи ко мне». Видимо, молодой актёр приглянулся девушке, потому что она пришла.
При встрече Глузский спросил, если он напишет, ответит ли Катя ему? Та сказала, что ответит. В результате завязалась переписка, длившаяся целый год. Молодые люди полюбили друг друга и договорились, что Катя разведётся с мужем, а Михаил разорвёт договор и вернётся из Германии в Москву. В результате уже в 1950 году пара оформила отношения, а в 1951-м у неё появился первенец — сын Андрей. Этому счастливому браку было суждено продлиться 52 года.
40 лет «Месту встречи…». Как создавался шедевр Одесской киностудии
©
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Михаил Андреевич не отказывался ни от какой работы, будь то массовки, эпизоды или роли второго плана. Первая довольно крупная роль появилась в 1955 году, когда ему предложили сыграть вражеского шпиона в приключенческом фильме «Тайна двух океанов».
Это в наше время об этой ленте мало кто помнит, а тогда она произвела фурор, заняв в кинопрокате 1957 года 6-е место. Только за первый год демонстрации она собрала 31,2 миллиона зрителей.
К Глузскому пришло признание, его заметили режиссёры, стали предлагать новые роли. Одна беда — амплуа оставалось одним и тем же. Какое-то время о нём говорили только: «А-а-а-а, это который шпионов играет…» Михаила Андреевича такая постановка вопроса крайне огорчала. Он чувствовал в себе возможность сыграть другие характеры, более сложные, более разноплановые. Судьба благоволит трудолюбивым и терпеливым. Улыбнулась она и Глузскому.
В 1957 году начались съёмки киноэпопеи «Тихий Дон». Режиссёр Сергей Аполлинариевич Герасимов предложил Михаилу Андреевичу роль есаула Калмыкова. Роль небольшая, герой второго плана, но сцена его расстрела и в романе, и в фильме является поворотной: фактически с неё начинается братоубийственное кровопролитие. Актёр с готовностью согласился и так органично и естественно смог донести до зрителя всю неоднозначность своего героя и трагичность его судьбы, что навсегда заслужил всеобщее признание.
| Перейти в фотобанк
Михаил Глузский в фильме «Тихий Дон»
«Тихий Дон» стал лидером проката СССР 50-х годов, собрав 46,9 млн зрителей. После этой ленты сбылась мечта Михаила Андреевича — и в кино, и в театре ему стали предлагать разноплановые, интересные, фактурные роли, каждую из которых, даже самую эпизодическую, он превращал в маленький шедевр. Достаточно вспомнить, как он сыграл администратора гостиницы (и большого ценителя тостов) из любимой до сих пор зрителем кинокомедии «Кавказская пленница».
Герасимову актёр был благодарен до конца своих дней и никогда не отказывался от участия в его фильмах, даже если роли были очень небольшими. Так, например, в ленте «Юность Петра» (1980) его не указали в титрах, хотя он там сыграл князя Троекурова, посла Петра Первого к царевне Софье. Зато в культовой отечественной экранизации романа «Красное и чёрное» (1976) ему достался далеко не последний герой — аббат Пирар, также хорошо запомнившийся зрителю.
С Глузским с удовольствием работали и другие режиссёры.
День в истории. 30 октября: скончался режиссер, предсказавший будущее Украины
©
фильм «Карнавальная ночь»
Так, в очень популярной в 60-70-е дебютной ленте Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1967) он гениально сыграл запомнившуюся зрителям роль санитара Фокича. Это Михаил Андреевич придумал, что его герой потерял ногу в Первой мировой войне и ходит на деревянной культяшке.
А в снятом по мотивам произведений Михаила Булгакова двухсерийном фильме «Бег» (1970) Александра Алова и Владимира Наумова особняком стоит его пусть мелькающий всего в нескольких сценах, но такой запоминающийся и неоднозначный капитан-белогвардеец.
Особо стоит о (1972) режиссёра Ильи Овербаха, представленный на Каннском кинофестивале в 1973 году. Глузский сыграл в этой ленте главную и свою самую любимую роль академика Никодима Васильевича Сретенского — профессора-идеалиста, живущего любовью к чистой науке и вынужденного терпеть мещанский цинизм родной дочери.
Сценарист Евгений Габрилович изначально написал сценарий под Ростислава Плятта, но тот был занят в театре, и поэтому возникла кандидатура другого корифея отечественной сцены — Максима Штрауха. Глузского пригласили пробоваться на другую роль, но как-то раз между делом режиссёр предложил Михаилу Андреевичу сняться в образе Сретенского. Попадание оказалось настолько удачным, что Овербах вопреки мнению сценариста решил заменить исполнителя главной роли. Глузский колебался. Он считал, что профессоры — это не его типаж. Давила ответственность, ведь это была первая в его жизни главная роль. Режиссёру приходилось приезжать из Ленинграда в Москву домой к Глузским, убеждать актёра, что у него всё получится. В конце концов он Михаила Андреевича уговорил, и никто потом не пожалел об этом.
Глузский дружил с ещё одним знаковым для отечественного кинематографа режиссёром — Петром Ефимовичем Тодоровским. Тот знал, что Михаил Андреевич очень любит пьесы Островского, и когда была одобрена экранизация «Последней жертвы» (1975), предложил ему сыграть сластолюбивого купца-миллионера Фрола Федулыча. Актёр не мог отказаться от такого предложения и выполнил свою работу на самом высоком уровне.
В 1977 году Пётр Наумович Фоменко предложил ему сыграть главную роль в фильме «Почти смешная история», который и в наше время нередко можно увидеть на экране телевизоров. Это была лирическая лента с элементами комедии о пробудившихся чувствах двух немолодых людей, давно смирившихся со своим одиночеством. Особым украшениям фильма стали песни в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных.
Грустный фанфарон из Киева, знаток детских душ и скоморошьих повадок
©
РИА Новости, Олег Иванов | Перейти в фотобанк
В 1983 году работа Глузского заслужила высшую из возможных оценок — звание Народного артиста СССР. Коллеги запомнили его как актёра-труженика, актёра-«пахаря», совершенно не подверженного, несмотря на дикую популярность и узнаваемость, звёздной болезни. Чуткий и отзывчивый на работе, он оставался таким же чутким и отзывчивым дома. Семья была его оплотом, его крепостью, о чём он не стеснялся говорить.
Последним крупным успехом актёра стала роль генерала Джон Мак Артура из культовой советской экранизации детектива Агаты Кристи режиссёра Станислава Говорухина «Десять негритят» (1987). Кинопоказ ленты собрал более 33,2 миллиона зрителей. А затем… затем развалилась страна и пришли убийственные для отечественного кинематографа 90-е.
| Перейти в фотобанк
Михаил Глузский в фильме «Десять негритят»
Работы не было. Если раньше Михаил Андреевич ежегодно снимался в 5-8 лентах и телеспектаклях, да ещё озвучивал по несколько мультфильмов, фильмов, ролей в радиоспектаклях и аудиосказках, то теперь это всё в миг закончилось. Выручала игра в постановках Московского театра «Школа современной пьесы», актёром которого Глузский стал с 1995 года. Сначала поступило предложение режиссёра Иосифа Райхельгауза сыграть в его спектакле «Уходил старик от старухи», в котором его партнёршей стала Мария Миронова (мать Андрея Миронова). Постановка пользовалась невероятным успехом и популярностью. Затем последовали «Антигона в Нью-Йорке» и «Чайка» по Чехову.
Глузского пять раз номинировали на премию Российской академии кинематографических искусств «Нику», но наградили только один раз за роль второго плана в фильме «Мужчина для молодой женщины» (1996) режиссёра Мурада Ибрагимбекова.
С конца 90-х ситуация с кинематографом в стране понемногу пошла в гору. Заслуженного актёра начали приглашать на различные проекты. Александр Абдулов снял его в роли дедушки-Кота в своём мюзикле «Бременские музыканты & Co», появились другие роли. Но начал сказываться преклонный возраст.
В 2001 году Глузский играл в спектакле «Чайка», снялся в одной из серий популярного в будущем сериала «Дальнобойщики» — эта его роль оказалась последней в кино. В апреле Михаил Андреевич и его жена съездили к друзьям в США. В июне он собирался посетить Сочинский кинофестиваль «Кинотавр». Но…
Любимый жулик Леонида Гайдая
©
кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
«…В начале мая, — вспоминал его сын Андрей Михайлович, — начались непонятные скачки температуры, и папа лёг на обследование. 12 мая температура поднялась под 40, а 13-го он должен был играть в «Чайке». Утром прихожу проведать, зная, что спектакль отменяется. И вдруг папа говорит: «Я, пожалуй, сыграю вечером». Начинаю отговаривать. А в ответ: «Сегодня воскресенье, придут люди, настроенные на встречу с конкретными артистами. И что? Останутся с испорченным настроением? Нельзя разочаровывать зрителя!»
Единственный человек, который мог запретить отцу выступать, была его дочь Мария Михайловна, но она была за городом, и от неё скрыли, что отец поехал из больницы на работу.
В этот день в соответствии с действием пьесы Михаил Андреевич выступал, сидя в инвалидном кресле, потому и поехал: на ногах он стоять практически не мог. Только в финале под овации зрителей он поднялся, и ему стало плохо. «Потом аплодисменты, цветы, поздравления коллег… Затем быстро в машину. И снова — больница. Почти сразу наступило ухудшение». Ночью врачи были вынуждены ампутировать ему ногу.
Последовали два долгих месяца лечения. В какой-то момент казалось, что актёр пошёл на поправку, но 15 июня не выдержало сердце…
Михаил Андреевич любил повторять: «Быть актёром в жизни и актёром на сцене — это разные вещи». С высоты прошедшего времени можно с уверенностью сказать, что на сцене он был замечательным актёром, а в жизни… а в жизни настоящим человеком, каких, увы, в наше непростое время становится всё меньше и меньше… и меньше.
Личная жизнь
Будущую жену Екатерину Перегудову актер впервые увидел в апреле 1949 года. Михаил пришел на спектакль студентов ГИТИСа и увидел симпатичную девушку в зале.
Катя училась на факультете театроведения и была замужем за однокурсником. Но Михаила это не смутило – он сказал, что она станет его женой. В это же время Михаил пережил личную трагедию: у актера умерла мама. На похоронах самого родного человека молодой человек, по его словам, почувствовал, что мама как будто передала его Екатерине.
Михаил Глузский с женой
А вскоре артист уехал на три года работать в Германию. За это время Екатерина развелась с мужем, а Михаил после возвращения переехал из коммуналки, в которой жил вместе с членами семьи сестры Люды, в коммуналку жены. Вскоре у Михаила и Екатерины родился сын Андрей, позднее – дочь Мария. Когда первенец появился на свет, Екатерина была еще юридически замужем за первым мужем, и тот неожиданно начал строить козни молодой чете. На суде он признал Андрея своим сыном, чем немало удивил Екатерину. Но после развода ситуация разрешилась.
Личная жизнь артиста сложилась счастливо. Брак Глузского и Перегудовой длился почти 50 лет. Екатерина Павловна также, как и супруг, состоялась на профессиональном поприще. Проработав первое время в издательстве, она устроилась в государственный институт искусствознания и посвятила жизнь изучению наследия Всеволода Мейерхольда. Несмотря на финансовые трудности, которые долго испытывали Глузские, дом всегда был полон гостей. На кухне читали запрещенных тогда цензурой Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова, Николая Гумилева, вели беседы о судьбах отечества.
Михаил Глузский с семьей
Дети подарили любящим родителям четверых внуков — Михаила, Александра, Елизавету и Ксению. Позднее дочь Глузского дала развернутое интервью журналу «Караван» о жизни семьи и предоставила множество фото из семейного архива Глузских.
Детство и юношеские годы
Михаил родился в Киеве на Шулявке, по тем временам самом бедном и неблагополучном районе украинской столицы. До этого его семья проживала в Санкт-Петербурге, но после революции вынуждена была сменить место жительства из-за политических взглядов отца: Андрей Михайлович Гмырев, поэт и журналист, был убежденным эсером и не принял ни Февральскую революцию, ни последовавшую за ней Октябрьскую.
Михаил Глузский родился в Киеве на Шулявке
В Питере оставаться было опасно, поэтому он с женой Ефросиньей Кондратьевной Глузской и старшей дочерью Людмилой перебрался в Киев, куда в то время съехалось множество его соратников. В районе Караваевых дач он приобрел небольшой домик, разбил вокруг него фруктовый сад, а осенью 1918 года на свет появился маленький Миша.
В 1922 году глава семьи умер от тифа, и Ефросинья Кондратьевна с двумя детьми на руках переехала в Москву. Там она устроилась на работу, получила комнату в коммуналке и снова вышла замуж. «Тянуть» двоих детей было сложно, к тому же Миша часто болел, поэтому мать отправила его к родственникам второго мужа в Баку. Но им не удалось найти с парнишкой общий язык, он не слушался, озорничал, поэтому был определен в интернат, расположенный в двадцати километрах от столицы Азербайджана. Десятилетний Миша оттуда благополучно сбежал и самостоятельно добрался на товарном поезде обратно в Баку. Родственникам ничего не оставалось, как отправить его обратно в Москву.
Смерть
В апреле 2001 года Михаил и Екатерина побывали в гостях у друзей в Америке, а в мае у него резко поднялась температура под 40. 13 мая Михаил Глузский должен был играть в спектакле «Чайка» и решил, что выйдет на сцену. Свое решение он мотивировал тем, что в театр придут зрители, настроенные на встречу с ним.
Михаил Глузский
У актера хватило сил отыграть спектакль, но из театра его увезли в больницу. На следующий день ему ампутировали ногу. Но болезнь прогрессировала – у Михаила Глузского отказали легкие, актера подключили к аппарату искусственного дыхания. Две недели он находится в тяжелом состоянии, а к концу месяца состояние Глузского улучшилось. Улучшение было временным – 15 июня 2001 года актер скончался от сердечного приступа.
Михаила Глузского похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.
Могила Михаила и Андрея Глузских и Екатерины Перегудовой
Екатерина Перегудова пережила мужа всего на два года. В 2011 году скончался 60-летний сын актера Андрей. Могилы родных расположились рядом с местом погребения Михаила Андреевича.
Биографии и интересным фактам из жизни Михаила Глузского был посвящен выпуск передачи «Как уходили кумиры», которая вышла на экраны в 2006 году. На четыре года раньше Леонид Филатов выпустил передачу «Чтобы помнили», посвященную артисту.
Начало творческого пути
Однако Глузскому не сразу удалось связать свою жизнь с театром и кино. Сначала он работал в качестве помощника слесаря, потом стал электромонтером в ЦУ Мосторга. Михаил Андреевич также окончил вечернюю школу рабочей молодежи. При клубе Мосторга он часто посещал драмкружок, поскольку его неутомимо тянуло к искусству лицедейства. Но молодой человек понимал, что для того, чтобы стать актером, необходимо учиться этой профессии. И тут он узнает о том, что в только что открывшуюся при «Мосфильме» «Школу киноактера» объявлен набор. Глузский Михаил Андреевич, фильмы с участием которого спустя время знал каждый советский зритель, не раздумывая, подает документы в это учебное заведение, созданное на базе ВГИКА. Юноша читает рассказ Михаила Зощенко, и экзаменаторы зачисляют его. Наставниками Глузского станут именитые В. Баталов, Н. Плотников, Ю. Айзман, М. Ромм.
Фильмография
- 1939 — «Девушка с характером»
 - 1948 — «Повесть о настоящем человеке»
 - 1957—1958 — «Тихий Дон»
 - 1966 — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
 - 1967 — «В огне брода нет»
 - 1971 — «Освобождение»
 - 1971 — «Пришел солдат с фронта»
 - 1972 — «Монолог»
 - 1976 — «Красное и черное»
 - 1978 — «Соль земли»
 - 1980 — «Юность Петра»
 - 1984 — «ТАСС уполномочен заявить…»
 - 1987 — «Десять негритят»
 - 1989 — «Вход в лабиринт»
 - 1996 — «Мужчина для молодой женщины»