Лучшие режиссеры снимали Людмилу Давыдову. Но только в небольших ролях. Раз пять она выходила замуж. Но не смогла стать матерью. Была красива, талантлива. Но добровольно ушла из жизни в 57…
И ведь кажется, что не было никаких предпосылок к тому, что жизнь пойдет наперекосяк. Папа — военный, мама — домохозяйка. Раннее увлечение сценой, поступление во ВГИК с первой попытки. И дебют в кино — еще студенткой. Не заметить эффектную молодую актрису режиссеры не могли. Ее снимали Эльдар Рязанов, Станислав Говорухин, Евгений Ташков, Сергей Бондарчук, Александр Митта, Эдмонд Кеосаян, Михаил Швейцер, Валерий Усков и Владимир Краснопольский… Многие ли коллеги могли похвастать столь же почетным списком?
Статья по теме 111 придирок. Режиссер сериала «Тени исчезают в полдень» о съемках картины
Людмила Давыдова (актриса): биография
Она появилась на свет 29.03.1939 года в Туле. Ее девичья фамилия – Шляхтур. В какой же семье воспитывалась будущая красавица? Родители нашей героини не имели никакого отношения к киноиндустрии и театру. Отец Люды, Петр Иванович, был военнослужащим. А мама занималась домашними делами – стирала, готовила еду, проводила уборку комнат и шила.
Кинокарьеры и первый брак
Впервые на широких экранах Люда появилась в 1960 году, когда еще была студенткой ВГИКа. Ее утвердили на небольшую роль (Веры Казаковой) в мелодраме «Первое свидание». На съемочной площадке этой картины девушка познакомилась с сыном Ивана Пырьева и Марины Ладыниной – Андреем. Они сразу же приглянулись друг другу. Спустя какое-то время пара сыграла свадьбу. Но брак оказался недолгим.
В период с 1965 по 1979 гг. Людмила Давыдова пополнила свою фильмографию двумя десятками работ. Она примеряла на себя разные образы – княжны, ресторанной певицы, связистки и проч.
Наибольшую известность и зрительскую любовь ей принесли две роли – Натальи Меньшиковой в исторической драме «Тени исчезают в полдень» (1971 г., 1973 г.) и Веры-модистки в криминально-детективной ленте «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.).
Ниже перечислены последние киноработы актрисы:
- комедийная мелодрама «Салон красоты» (1985 г.) – клиентка Вадима;
- семейная мелодрама «Алый камень» (1986 г.) – секретарша Лебедянского;
- социальная драма «Запомните меня такой» (1987 г.) – подруга;
- военная лента «Брызги шампанского» (1989 г.) – мама Юли.
Фильмография
- 1960 — 1-ое свидание — Вера
- 1965 — Игра без правил — Алевтина Кротова, южноамериканский агент «Моцарт», заброшена в Москву под именованием «Наташи Леонтьевой»
- 1965 — Как вас сейчас именовать? — эсесовка
- 1965 — Люди остаются людьми — Лида
- 1966 — Следствие длится — Татьяна Остапенко
- 1966 — Нет и да — Валя
- 1967 — Война и мир — Княжна Безухова
- 1967 — Майор «Вихрь» — Крыся
- 1968 — Беглец из «Янтарного» — женщина
- 1969 — Неподсуден — связистка
- 1971 — Корона Русской империи, либо Опять неуловимые — дама
- 1971 — Тени исчезают в полдень — Наталья Меньшикова
- 1974 — Совесть — Нинель Мизина
- 1975 — Назначаешься внучкой — германка, русская разведчица
- 1976 — Небесные ласточки — Лидия
- 1976 — Сказ про то, как правитель Пётр арапа женил — придворная дама
- 1979 — Место встречи поменять нельзя — Верка-модистка
- 1982 — Детский мир — супруга директора
- 1983 — Отпуск по ранению (фильм-спектакль) — мама Юлии
- 1984 — Мёртвые души — супруга бюрократа
- 1984 — Через все годы — блондиночка
- 1984 — Европейская история — супруга Лота
- 1985 — Легитимный брак — актриса
- 1985 — Гласит Москва — эпизод
- 1985 — Салон красы — клиентка Вадима
- 1986 — Зина-Зинуля — супруга директора
- 1986 — Красный камень — Зоя Александровна
- 1987 — Запомните меня таковой — подруга
- 1987 — Прохладный март
- 1987 — Крейцерова соната — эпизод
- 1988 — После войны — мир
- 1988 — Брызги шампанского — мама Юлии
Личная жизнь
Вторым супругом Людмилы Петровны был режиссер-сценарист Валерий Усков. Актриса надеялась на то, что именно с этим мужчиной она сможет создать семью, родить детей. Но Бог не услышал ее мольбы. Вскоре после свадьбы Люда и Валера стали часто ссориться и даже драться. После очередного скандала наша героиня собрала вещи и подала на развод.
В третий раз она вышла замуж за Георгия Давыдова, начальника лаборатории ВНИИ «Алмаз», который впоследствии занял должность декана факультета МГИМО. И снова не получилось создать крепкую ячейку общества. После развода актриса оставила фамилию Давыдова.
Диагноз: шизофрения
Как в омут с головой бросалась Людмила в новые отношения, в очередной раз мечтая, что теперь-то все будет хорошо. Надеялась, мечтала… Но ни третий муж Георгий Давыдов (в этом браке Людмила наконец избавилась от девичьей фамилии Шляхтур) — декан факультета МГИМО, ни четвертый — преподаватель иняза Владимир Котелкин — не смогли сделать женщину счастливой. Мечта стать матерью не сбывалась. А без выполнения этого «пунктика», видимо, жить спокойно не получалось. Рассказывали, что, когда родная тетя родила ребенка, Людмила на коленях умоляла отдать ей дитя…
Мужья приходили и уходили. Работы становилось все меньше. Актриса попыталась найти интерес в общественной жизни, увлеклась сочинением прозы. Зарабатывала что-то на дубляже и озвучании. Но… болезнь прогрессировала, был поставлен диагноз: шизофрения. Людмила перестала следить за собой, коллеги о ней забыли. Да еще время было лихое: в 1990-е мало кому удалось остаться на плаву.
«В общем, жалко ее, несчастная она баба», — сказал о ее героине Верке Жеглов-Высоцкий. Но у той хоть двое детей сопели за занавеской. У Людмилы не было ничего и никого. Отец умер в 1992-м, четыре года актриса влачила жалкое во всех смыслах существование с престарелой матерью. И для чего дальше жить, не понимала. Не помогали ни таблетки, ни регулярное лечение в психиатрической клинике. Дважды актриса предпринимала попытки покончить с собой. Третий раз оказался роковым. А через три недели не стало и ее матери…
Смерть
После 50 лет Людмила Давыдова перестала быть той веселой и беззаботной красавицей, которую знала и любила вся страна. У нее началась глубокая депрессия. Артистку мучили постоянные мигрени. Именно в период одиночества Людмила Петровна осознала, что мужчины не принесли ей счастья, а дорога в большое кино навсегда закрыта. Наша героиня так и не познала радости материнства. Ради чего ей было жить?!
Постоянные переживания и моральные самоистязания довели Людмилу до психиатрической лечебницы. Однако врачам не удалось вывести женщину из депрессии и вернуть ей любовь к жизни.
25 декабря 1996 года, сразу после выписки из психбольницы, она покончила с собой. Последний приют известная артистка обрела на Домодедовском кладбище. Ее похоронили рядом с могилой отца – Шляхтура Петра Ивановича.
Звезда фильма «Место встречи изменить нельзя» покончила с собой
Людмила Давыдова сразу привлекла внимание зрителей и режиссеров своей броской внешностью и виртуозной игрой – Верка-модистка из «Место встречи изменить нельзя», Наталья из «Тени исчезают в полдень», Крыся из «Майор Вихрь»…
Яркая красавица и кокетка должна была купаться в роскоши и счастье. Но Людмила не стала ни звездой в кино, ни мамой в семье. А оказавшись непонятой, не нашла ничего лучше, чем наложить на себя руки.
Будущая красавица родилась 29 марта 1939 года в Туле. Папа – Петр Иванович Шляхтур – был военнослужащим, мама – Мария Петровна – крутилась по хозяйству, готовила, шила, убирала, стирала. После войны семья переехала в Москву, и Люда поступила в первый класс, уже тогда стало ясно: девочка будет актрисой. После окончания школы Люда подала документы на актерский факультет ВГИКа и, к своему безграничному счастью, узнала, что ее зачислили. Учеба давалась девушке легко, за ней стайками бегали поклонники. И казалось, юность будет вечной, а жизнь счастливой. Ее увлекала работа, она с ребятами со своего курса с удовольствием играла в московском экспериментальном театре пантомимы «Эктемим», а после его закрытия устроилась служить в Театр-студию киноактера, в котором проработала до 55 лет – практически всю свою жизнь. Хотя, конечно, Люду часто приглашали сниматься.
Впервые это случилось, когда она была студенткой. Люде доверили эпизодическую роль Веры в мелодраме «Первое свидание». Будущая киноактриса быстро разучила роль и с легким сердцем отправилась на съемочную площадку. Откуда студентке было знать, что там ее ждет судьбоносная встреча и первое свидание с будущим мужем. Андрей Ладынин был младше избранницы на год, но между молодыми людьми сразу вспыхнуло особое чувство.
Потом Людмиле будут говорить, что она вышла замуж за Андрея из корысти, потому что он был сыном знаменитых родителей – Ивана Пырьева и Марины Ладыниной. Злые языки шептались за спиной, что это ненадолго. Но влюбленные Андрей и Люда на сплетни внимания не обращали и вскоре поженились. Однако, к радости злопыхателей, молодая семья разрушилась через несколько лет. Сколько горечи и боли принес этот разрыв супругам, никому не измерить, сколько слез пролила Людочка в подушку, никому не узнать. Но жизнь продолжалась, и молодая актриса познакомилась с кинорежиссером Валерием Усковым, который был старше на шесть лет и имел два высших образования: окончил факультет журналистики Уральского университета в Свердловске и режиссерский факультет ВГИКа в Москве. Между талантливой актрисой и режиссером-сценаристом завязался бурный роман, и Валерий сделал Людмиле предложение. Та ответила согласием. Вместе супруги были не только дома, но и на съемочной площадке. Их самой успешной совместной работой стал фильм «Тени исчезают в полдень», где Усков снял жену в одной из главных ролей.
Но и этот брак не принес семейного счастья, о котором все чаще задумывалась Людочка. Ей хотелось родить и воспитать собственных детей, стать заботливой и любящей мамой. Но Бог словно не слышал ее мольбы. И в свободное от актерской деятельности время Людмила Петровна активно занималась общественной деятельностью: она часто и подолгу присутствовала на собраниях международного клуба творческой молодежи при ЦК ВЛКСМ.
Находила время на участие в проведении Московских международных кинофестивалей, вместе с редколлегией выпускала стенгазету «Киноактер-спецкор» в Театре-студии киноактера. Пробовала свои силы и в написании статей, ее как прозаика не раз публиковали в журнале «Молодая гвардия». Людочку приглашали на дубляж и озвучание. И она все успевала. Все, а вот на личную жизнь времени почти не оставалось. Друзья семьи рассказывали, что этот брак был несчастливым для обоих, Люда и Валера часто ссорились, ведь вскоре после свадьбы Усков перестал восхищаться своей музой, видеть в ней идеальную женщину. Их ругань стала перерастать в драки. Людмиле было очень тяжело, но она терпела, чтобы сохранить семью. Но терпение оказалось не бесконечным. После очередной ссоры она собрала вещи и ушла из дома. Мужчины вниманием такую женщину не обделяли, и вскоре ей опять сделали предложение руки и сердца. На этот раз муж был далек от мира кинематографа.
Георгий Давыдов работал начальником лаборатории ВНИИ «Алмаз», а затем стал деканом факультета МГИМО. Людмила Петровна в надежде на тихое женское счастье вышла замуж в третий раз и взяла фамилию мужа. И опять семьи не получилось, они расстались. Сердце женщины страдало от краха всех ее желаний. Как ни ждала она, как ни просила о беременности, ее не случилось. И все больше в ее глазах было невысказанной боли и грусти, и все чаще преследовали мрачные мысли. Но она верила, что счастье еще так возможно, надо подождать, и все наладится.
В таком настроении Людмила Петровна вышла замуж в четвертый раз – за преподавателя Института иностранных языков Владимира Котелкина. Для мужчины этот брак тоже был не первым: Владимир был третьим мужем Людмилы Георгиевны Зыкиной, в свое время он пытался вывести карьеру любимой на международный уровень и обучал легендарную певицу английскому языку. Но иностранные слова Зыкиной не давались.