Дальнейшая судьба Насти
В школьные годы Анастасия была активной и веселой девочкой, которую чаще можно было встретить в компании мальчиков. Уже в 9 классе она начала задумываться над выбором вуза для поступления. Но учитывая финансовые возможности ее семьи, выбор остановился на местном институте архитектуры. Московский ГИТИС родителям был не по карману.
После окончания школы Настя Полева отправилась подавать документы в учебное заведение, где на тот момент как раз царил дух рок-музыки. Молодежь носила с собой магнитофоны, практически из каждой учебной комнаты звучали мелодии гитары, а одевались все в черные кожаные штаны и жилетки. Как раз тогда массово создавались музыкальные коллективы. Молодые люди сами придумывали репертуар и писали тексты песен. Увлеклась рок музыкой и Настя.
Первые шаги на пути к мечте
Как делится воспоминаниями Анастасия, она до момента поступления в вуз не имела ни малейшего представления о роке, да и о музыке в целом. Но ее настолько поглотило звучание гитары, что она хотела забрать документы и отправиться на учебу в музыкальное училище. Она мечтала научиться петь, и ей хотелось, чтобы песни Насти Полевы знали все вокруг.
Со временем она стала посещать небольшие концерты, затем приходить на репетиции местных рок-групп и пробовать петь. У девушки был необычный тембр голоса, который быстро всем запомнился. В 1980 году была создана группа «Трек», одной из ее участниц стала и Полева. Пару песен ей доверили исполнить сольно. Так и произошли первые рывки на пути к исполнению мечты о сцене.
Профессиональная музыкальная деятельность
В 1984 году коллектив «Трек» распался, и девушка ушла в затяжную депрессию. Уйти в самостоятельное плаванье ей не позволял малый опыт, а другие коллективы к себе Настю не приглашали. Однако со временем она стала приходить в себя и обратилась к знакомым, чтобы те написали для нее несколько песен.
В 1985 году для Насти впервые были написаны песни Вячеславом Бутусовым. Другие авторы песен отказывали молодой, начинающей певице. Благодаря Бутусову она научилась играть на клавишных. Затем Насте пришлось самостоятельно сочинять мелодии для своих песен. Со временем их стало несколько десятков.
В 1986 году Настя Полева была официально зачислена в ряды рок-исполнителей. Чуть позже девушка смогла создать собственный рок-коллектив, назвав его своим именем «Настя».
В 1987 году Полевой удалось вместе со своей группой выпустить в свет первый альбом под названием «Тацу». На обложке была изображена сама исполнительница. На следующий год Анастасия выступила на съезде рок-исполнителей в одном из Свердловских клубов. Затем она победила на конкурсе «Мисс Рок» в Киеве (Украина).
В 1989 году коллектив «Настя» выпускает еще одну пластинку «Ноа Ноа». После гастролей по стране группа снимает несколько клипов на песни из этого альбома.
В этом же 1989 году девушка пробует свои силы в написании текстов. Одна из первых авторских песен Анастасии обрела победу на фестивале рокеров в дружелюбной столице Украины – Киеве.
В 90-х певица с группой гастролирует по России, затем они отправляются в Германию, а далее в Голландию. В обеих странах их приняли с теплом и любовью, залы и стадионы были переполнены поклонниками и простыми любителями рок-музыки.
Еще один альбом, который был выпущен группой «Настя» — «Невеста» (1992 год). Самыми удачными и любимыми композициями поклонников стали песни «Летучий фрегат» Насти Полевы и «На счастье».
Музыка
После распада «Трека» в 1984 году для Насти наступил сложный период. Девушка скучала по музыке, предложений от групп не поступало, а начинать сольный проект в одиночку ей, непрофессионалу, было тяжело. И все же она стала просить друзей-музыкантов написать для нее несколько композиций.
Песня Насти Полевой «Снежные волки»
В 1985 году Слава Бутусов, лидер уже известного «Наутилуса», подарил певице свои ранние песни «Снежные волки» и «Клипсо-Калипсо». Другие откровенно отмахивались:
«Пиши сама, с аранжировкой поможем».
Насте пришлось сесть за клавиши. Как могла, стала сочинять мелодии, которых скоро набралось на целый альбом. Знакомые ребята-музыканты перевели их на «язык нот», и в 1986 году Полева приняла музыкальное рок-крещение, будучи принятой в ряды Свердловского рок-клуба. Вскоре певица собрала коллектив, получивший название «Настя» по имени основательницы и вокалистки.
Настя Полева в молодости
И несмотря на то, что команда состояла из сессионных музыкантов, кроме гитариста Егора Белкина, в 1987 году певица записала первый альбом «Тацу», обложку которого украсило ее фото. Тексты к песням написал Илья Кормильцев – поэтический гуру «Наутилуса» и других исполнителей.
В этом же году группа «Настя» выступила на II фестивале Свердловского рок-клуба. В 1988-м Полева стала лучшей вокалисткой на фестивале «Мисс Рок» в Киеве. Успех исполнительницы отметили в прессе, критики даже назвали ее «советской Кейт Буш», певиц сравнивали внешне: миниатюрную брюнетку Кейт и более высокую (рост 167 см) блондинку Настю.
Настя Полева и группа «Настя»
В 1989 году выходит второй альбом Насти с не менее загадочным названием «Ноа Ноа». Теперь тексты песен пишет брат Ильи Кормильцева – Евгений. В этом же году группа провела гастрольный тур, сняла несколько клипов («Ноа Ноа», «Стратосфера» и другие).
В том же году Настя пробует себя еще и в качестве автора текстов. В итоге авторская композиция «Танец на цыпочках» будет признана лучшей песней на киевском фестивале «Мисс рок-1990». В начале 90-х певица много гастролирует – по стране и за рубежом, посещает Голландию и Германию.
Песня Насти Полевой «Летучий фрегат»
Последним альбомом Свердловского периода стал третий диск группы — «Невеста», изданный в 1992 году. Пластинка получилась на удивление лиричной. Поклонникам Насти полюбились хиты «Летучий фрегат», «Любовь и ложь», «На счастье». Клипы на эти треки попали в ротацию. А «Летучий фрегат» в исполнении певицы прозвучал в фильме Алексея Балабанова «Брат» (1997).
В 1993 году Настя Полева переворачивает очередную страницу биографии и уезжает жить в Санкт-Петербург. Вместе с ней отправляется преданный друг, музыкант и коллега Егор Белкин. Первые полтора года после переезда ознаменовались творческой паузой, никаких концертов, выступлений. А в 1996 году началась работа над новым альбомом «Море Сиам», который издан в 1997-м.
Певица Настя Полева
Последующие альбомы исполнительницы «НеНастье» (2001), «Сквозь пальцы» (2004), «Мосты над Невою» (2008) демонстрируют, как меняется ее творчество, развиваются поэтический язык, жанр музыки.
«Немного сумрачного свердловского рока, немного витиеватой английской мелодики… восточные влияния…», — так пишет о «Насте» известный музыкальный критик Артемий Троицкий.
Сама певица признается, что в начале пути содержание песен было более романтичным с присутствием некой «непонятности».
Песня Насти Полевой «Голоса»
И если раньше она могла писать вольготно, не соблюдая размеров, то теперь старается уложиться в классические 4/4, благодаря чему песни стали более ритмичные. Одному старается не изменять Настя – мелодизму.
«Считаю, что музыка должна быть красивой, «многослойной», безвременной, — признается она. — В 2000-х полностью переключилась на гитару при написании песен, клавишный инструмент забросила и забыла. Сейчас думаю вернуться к нему… Интерес к восточной экзотике тоже не пропал».
Жизнь в Питере
В 1993 году жизнь певицы кардинально меняется. Она принимает решение сменить место жительства и перебраться в Санкт-Петербург. Вслед за Настей едет и ее друг Егор Белкин. Поначалу девушка берет перерыв, и около двух лет о ней не было слышно ничего. Но уже в 1996 году она вновь берется за работу. В этот раз она выпускает альбом «Море Сиам».
Анастасия признает, что на начальном этапе ее музыкальной карьеры в песнях было много неясности, но в то же время они были лирического характера. Яркий тому пример песня «Голоса» Насти Полевы. Тогда девушка исполняла все, что для нее могли написать. Сейчас же она тщательно выбирает мелодии, а тексты ее песен наполнены глубоким смыслом.
В одном из своих интервью Настя призналась, что жалеет о том, что с юных лет не исполняла красивую и лирическую музыку. Сегодня певица редко пользуется клавишными музыкальными инструментами при написании песен, она отдает предпочтение гитаре.
«Танец на цыпочках» (1989−94)
Потихоньку да постепенно Настя решилась сама сочинять не только мелодии, но и тексты. Первым опытом стала одна из самых известных песен певицы — «Танец на цыпочках».
Как правило, сочиняя слова, Настя всегда отталкивалась от мелодии, звучания. «Танец на цыпочках» — тот редкий случай, когда сначала появились стихи, а потом на них была написана музыка (впрочем, это слышно).
Впервые красивая и трогательная исповедь девушки маленького роста, которая пытается дотянуться до любимого, прозвучала в 1989 году — на 4-м фестивале Свердловского рок-клуба, а также в документальном фильме «Сон в Красном Тереме» начинающего свердловского режиссёра Алексея Балабанова (да-да, того самого). Через год «Танец на цыпочках» будет признан лучшей композицией фестиваля «Мисс Рок — 90», проходившего в Киеве.
Настя Полева:
«Там всё понятно без слов. Не только о женщине маленького роста. Это просто образ более понятный и более читаемый. Но это, конечно же, песня не о росте. О человеке, который в себе сомневается и пытается равняться на более сильного и видного, более уверенного человека.
…когда песня писалась, я представляла себе Наполеона — маленького, несчастного, ему приходилось тянуться, вставать на цыпочки, чтобы завоевать мир. Эта песня не столько про девочку, это образ маленького человека, которому надо себя проявить, чтобы стать счастливым!»
Несмотря на успех композиции, «Танец на цыпочках» не вошёл ни в «Ноа-Ноа», ни в следующий альбом Насти «Невеста» (1992). Певица посчитала, что песня для этих релизов не подходила «по теме и характеру».
Своё студийное воплощение «Танец на цыпочках» обрёл лишь в 1994 году на одноименном альбоме, который за исключением этой песни представлял собой сборник каверов.
Настя Полева:
«В данном случае, она стала отправной точкой во всей затее с кавер-версиями. На цыпочках, аккуратненько надо было подойти к „материалу“ и вдохнуть в него „своё“, как Данила-мастер в Каменный цветок».
Личная жизнь Насти
Всю дорогу в своей музыкальной карьере Настя прошла вместе со своим преданным другом, который затем стал для нее и верным спутником по жизни. Егор и Анастасия не разлучаются уже более 35 лет.
Точная дата оформления официальных отношений этой пары и сегодня неизвестна. О детях они никогда даже не задумывались, так как полностью посвящали себя работе. В 1987 году вышел фильм об этих двух с названием «Настя и Егор». Авторами стали сами ребята, а право снять эту работу они доверили хорошему знакомому режиссеру Алексею Балабанову.
Последний альбом певицы называется «Мосты над Невою». Его поклонники впервые услышали в 2008 году. Журналистам на вопрос о таком долгом перерыве в карьере она ответила: «Я не намерена плыть по течению и, как годится артисту, — каждые два года давать по альбому. Я живу, просто живу, и творю тогда, когда у меня есть вдохновение. А через силу у меня это делать не получается. На данный момент я не волнуюсь по этому поводу и не скрываю, что сегодня творчество просто не идет. Но новые песни уже есть, их такое количество, что хватит на целый альбом. Выпускать его в свет я не тороплюсь». Еще любит говорить Настя Полева: «Всему свое время».
Настя Полева сейчас
Последний альбом в дискографии Насти «Мосты над Невою» вышел в 2008 году. На вопрос журналистов о затянувшейся творческой паузе певица отвечает:
«Я бы не назвала это кризисом. Просто… Просто не идет! Хотя новый материал уже есть. Я считаю, что не стоит переживать на тему того, что каждые два года нужно непременно выдавать по альбому. Я вообще прекратила волноваться. И решила просто жить своей жизнью. Не подчиняться конвейеру».
Настя Полева в 2018 году