Александр Островский
Писатель А. Н. Островский, 1856 г.
Имя при рождении | Александр Николаевич Островский |
Дата рождения | 12 апреля 1823 года |
Место рождения | Москва, Российская империя |
Дата смерти | 14 июня 1886 года |
Место смерти | Щелыково, Костромская губерния, Российская империя |
Гражданство | Российская империя |
Род деятельности | драматург |
Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.
Русская литература ХIХ века. Передача 13. Александр Николаевич Островский. Часть 1 Русская литература ХIХ века. Передача 14. Александр Николаевич Островский. Часть 2
Александр Николаевич Островский
(31 марта (12 апреля) 1823, Москва — 2 (14) июня 1886) — русский драматург, реформатор русского театра[1].
Член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Домосед с бледной биографией
Дом, в котором родился писатель. Биография и личность Островского кажется несколько обыденной. Он не воевал, не дрался на дуэли, не был в ссылке, не сидел в тюрьме, не играл, не бывал при дворе. Всю свою жизнь Островский провёл в Москве, поменяв квартиру только раз: после смерти первой жены он переехал с Яузы на Волхонку.
[править] Театр Островского
Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.
Приверженец бытового реализма в искусстве, Островскмй выступал за отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия личности актёра. В его пьесах изображаются обычные бытовые ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в психологию.
Основные идеи реформы театра:
- театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
- неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
- ставка не на одного актёра — главного исполнителя, а на весь занятый в спектакле коллектив;
- актерское мастерство, выраженное в словах:
«люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать».
Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новой актёрской школы и создания новых театральных традиций.
Уже первая поставленная на сцене пьеса Островского — «Не в свои сани не садись» (первоначальное название «От добра добра не ищут») (предыдущие его пьесы были опубликованы, но на театральные подмостки не попали), — понаделала театрального революционного шума: впервые русский зритель увидел на сцене настоящий современный ему быт — в образах актеров на сцене действовали реальные персонажи, такие же, как и за сценой, в реальной жизни, — так же одетые, так же говорившие, так же воспитывавшие своих детей, существовавшие в тех же житейских условиях и проблемах современного быта. Премьера пьесы прошла в московском Большом театре 14 января 1853 г., в бенефис актрисы Никулиной-Косицкой. А уже через месяц, 19 февраля 1853 года, пьеса была поставлена в Петербурге (Александринский театр). А. Вольф, историк и хроникер русского театра, вспоминая эту премьеру, сравнил ее значимость с днем 19 февраля 1861 г. — когда была произведена крестьянская реформа в России, окончательно упразднившая крепостное право[9].
Естественно, что нововведения встречали противников. Среди них был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, точного психологического попадания в другой образ, чего М. С. Щепкин не делал — он был артистом другой формации. Известно, что в знак протеста покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.
А поэт Н. Ф. Щербина разразился эпиграммой, назвав Островского в насмешку «русским Шекспиром», и это полушуточное сравнение получило большую огласку: Со взглядом пьяным, взглядом узким,Приобретенным в погребу,Себя зовет Шекспиром русскимГостинодворский Коцебу .[10]
Тем не менее эти новые идеи, изложенные А. Н. Островским, уже требовали в театральной России своего воплощения и потому были встречены общественностью с большим вниманием и понимаем: русский театр получил свой импульс к дальнейшему развитию. За Островским закрепилась слава бытописателя, и именно этого — обращения к быту российского общества — и желало это российское общество. Идеи Островского были разработаны дальше уже следующими поколениями: Станиславским и М. А. Булгаковым.
«Как денди лондонский одет»
Творческий путь
Литературную славу Островскому подарило его произведение «Свои люди — сочтёмся!», написанное в 1849 году. Работу высоко оценили русские классики Н. Гоголь и И. Гончаров. Впоследствии Островский публикует большое количество пьес.
В своём творчестве Александру было проще всего наглядно продемонстрировать жизнь простого народа. Его произведения «Бесприданница», «Гроза», «Лес» являются главными в его творчестве. Эти пьесы незаурядно описывают внутренний мир героев и справедливо считаются лучшими психологическими драмами. С 1856 года писатель является одним из редакторов журнала «Современник».
Не бери приданого, бери милую
Агафья Ивановна
Первая жена Островского Агафья Ивановна (её фамилия осталась неизвестной) была бедной простолюдинкой. Узнав об этой связи, отец Александра Николаевича пригрозил выгнать его из дома, если он женится на Гане. Сын не посмел ослушаться отца, но прожил с это женщиной в гражданском браке почти двадцать лет и тяжело переживал её смерть от туберкулёза. Рано умерли и все дети, рождённые от этого союза. Шестерых детей подарила драматургу уже его вторая жена, актриса Мария Бахметьева.
[править] Источники
- Большая советская энциклопедия. Островский
- Островский Александр Николаевич
- ↑ 3,03,13,2 100 великих писателей // автор Любовь Калюжная
- Островский Александр Николаевич (1823—1886 гг.)
- A. A. Нильский . Актер с. — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г.
- ↑ 6,06,16,2 Родственники А. Н. Островского
- ↑ 7,07,1 АЛЕКСАНДР ОСТРОВСКИЙ (12.04.1823-1886)
- Островский Александр Николаевич
- Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета Авторы: А. И. Вольф (1 часть, стр. 156—159)
- Авдотья Панаева. Воспоминания // Комментарии
- Статья «Тёмное царство» на Lib.ru (Библиотека Максима Мошкова)
- Книга «Островский» на Bookfi.org (Библиотека BookFinder)
- Дом-музей А. Н. Островского на сайте ГЦТМ имени А. А. Бахрушина
- Бочков В. Н. и Григоров А. А. Вокруг Щелыкова
- А. Ревякин. А. Н. Островский в Щелыкове
- Роскультура.ру. Российская культура в событиях
- Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета Авторы: А. И. Вольф (1 часть, стр. 156—159)
- Премьера пьесы «Утро молодого человека»
- УТРО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА // КОММЕНТАРИИ
- Утро молодого человека
- А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том II. Пьесы 1856—1861. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 405 с, илл. стр. 391—392
- А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том II. Пьесы 1856—1861. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 405 с, илл. стр. 392—394
Истина в вине
Работая в начале своей творческой деятельности в журнале «Москвитянин», Островский вёл по-настоящему разгульную жизнь. Ночные бдения с приятелями, выпивкой и женщинами (без которых, по воспоминаниям современников, драматург не мог жить) сильно подорвали его здоровье. В более позднем возрасте Островский отличался умеренностью в страстях.
Смерть
Здоровье Островского истощалось пропорционально нагрузке, которую писатель брал на себя. Он вел бурную общественную и творческую деятельность, но все время оказывался в долгах. Постановки пьес приносили немалые сборы. Также Островский имел 3 тыс. рублей пенсии, но этих средств постоянно было недостаточно.
Плохое материальное положение не могло не влиять на самочувствие автора. Он находился в заботах и хлопотах, которые сказывались на работе сердца. Активный и живой, Островский был в веренице новых планов и идей, требующих скорейшего воплощения.
Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца.
Похороны писателя организованы за счет пожертвования, которое приказал сделать император Александр III. Он передал родственникам почившего 3 тыс. рублей и такую же пенсию назначил вдове Островского. На воспитание детей писателя государство выделяло 2400 рублей ежегодно.
Произведения Александра Николаевича Островского неоднократно переиздавались. Он стал знаковой фигурой для классической русской драматургии и театра. Его пьесы до сих пор ставятся на сценах российских и зарубежных театров. Творчество драматурга способствовало развитию литературного жанра, режиссуры и актерского мастерства.
Книги, в которых собраны пьесы Островского, расходятся большим тиражом спустя несколько десятилетий после его гибели, а произведения разобраны на цитаты и афоризмы. Фото Александра Николаевича Островского опубликованы в Интернете.
История одного плагиата
Свою первую пьесу Островский писал в соавторстве с бывшим актёром Дмитрием Горевым, который к тому времени уже публиковался в журналах Встретившись три или четыре раза с Александром Николаевичем, Горев отказался с ним работать, сославшись на занятость. Впоследствии эти несколько вечеров обернулись большими проблемами. Когда первые пьесы Островского были опубликованы и получили широкую известность, Горев стал распускать слухи о том, эти тексты якобы принадлежат его перу. К счастью, после серии неприятных статей грязноватая история закончилась: клевета была разоблачена.
Об авторе
Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Он занимался частной судебной практикой по имущественным и коммерческим делам. Мать из семьи духовного сословия, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда будущему драматургу было восемь лет. Детство и раннюю юность Островский проводит в Замоскворечье — особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо — мещанским бытом. Ему легче легкого было исполнить совет Пушкина: «Не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком». Бабушка Наталья Ивановна жила в семье Островских и служила просвирней в приходе. Нянюшка Авдотья Ивановна Кутузова славилась как большая мастерица сказывать сказки. Его крестный отец — титулярный советник, его крестная мать — надворная советница. От них и от бывавших в доме сослуживцев отца будущий автор «Доходного места» мог вдоволь понаслышаться чиновничьих разговоров. А с тех пор как отец оставляет службу и становиться частным поверенным по делам торговых фирм, в доме не переводятся купцы.
Александр еще в детстве пристрастился к чтению, получает хорошее домашнее образование, знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки. Когда Александру минуло тринадцать лет, отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. С ее приходом заметно меняется домашний уклад, чиновный быт перекраивается на дворянский манер, изменяется окружение, в доме раздаются новые речи. К этому времени будущим драматургом перечитана чуть ли не вся отцовская библиотека.
Здесь можно найти первые издания «Руслана и Людмилы», «Цыган», «Горе от ума» и многих других образцовых произведений отечественной литературы.
С 1835-1840 гг. – Островский учится в Первой Московской гимназии. В 1840 году по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета. В университете студенту юридического факультета Островскому посчастливилось слушать лекции таких знатоков истории, юриспруденции и литературы, как Т.Н. Грановский, Н.И. Крылов, М.П. Погодин. Здесь будущему автору «Минина» и «Воеводы» впервые открываются богатства русских летописей, язык предстает перед ним в исторической перспективе. Но в 1843 году Островский уходит из университета, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.
Второй университет — Малый театр. Пристрастившись к сцене еще в гимназические годы, Островский становится завсегдатаем старейшего русского театра. 1847 – в «Московском городском листке» Островский публикует первый набросок будущей комедии «Свои люди – сочтёмся» под названием «Несостоятельный должник», затем комедию «Картина семейного счастья» (впоследствии «Семейная картина») и очерк в прозе «Записки замоскворецкого жителя».
«Самый памятный для меня день в моей жизни, — вспоминал Островский, — 14 февраля 1847 года…С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание». Признание Островскому приносит комедия «Свои люди – сочтёмся» (первоначальное название – «Банкрут», закончена в конце 1849г.). Ещё до публикации она стала популярной (в чтении автора и П.М. Садовского), вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Т.H. Грановского и др. «Он начал необыкновенно…» — свидетельствует И.С. Тургенев. Его первая же большая пьеса «Свои люди — сочтемся» произвела громадное впечатление. Ее называли русским «Тартюфом», «Бригадиром» XIX столетия, купеческим «Горем от ума», сравнивали с «Ревизором»; вчера еще никому неведомое имя Островского ставилось рядом с именами величайших комедиаграфов — Мольера, Фонвизина, Грибоедова, Гоголя.
В правительственных сферах комедия эта вызвала переполох. Драматической цензурой она была сразу же запрещена к представлению на сцене. «Все действующие лица…отъявленные мерзавцы, — писал цензор. Разговоры грязны; вся пьеса обида для русского купечества». И все же, по недосмотру московской цензуры, пьеса была напечатана в мартовской книжке журнала «Московитянин» за 1850 год. Вот тогда — то и посыпались жалобы на молодого драматурга от оскорбленного купечества, вот тогда — то и занялись его комедией высокопоставленные сановники и даже сам государь император. Царь перечитал донесение, помедлил несколько и начертал своим мелким почерком в углу: «Совершенно справедливо, напрасно напечатано…». Еще помедлил и добавил: «…играть же запретить». И размашисто расписался: «Николай».
За «неблагонадежным» автором было установлено секретное полицейское наблюдение. Гениальная комедия была поставлена на сцене в 1861 году, через двенадцать лет после ее написания. После комедии «Свои люди – сочтёмся» Островский каждый год выпускает по одной, а иногда по две-три пьесы, написав, таким образом, 47 пьес различных жанров – от трагедии до драматических эпизодов. Кроме того, есть ещё пьесы, написанные совместно с другими драматургами – С.А. Гедеоновым, Н.Я. Соловьёвым, П.М. Невежиным, а также свыше 20 переводных пьес (К. Гольдони, Н. Маккиавели, М. Сервантес, Теренций и т.д.). В 1859 году Островский перевел «Гециру» древнеримского драматурга Теренция, в которой важна тема невестки и свекрови (сравните с пьесой «Гроза»).
Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 году Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870 г.), писал в различные ведомства многочисленные «Записки», «Проекты», «Соображения», предлагая принять срочные меры, чтобы остановить упадок театрального искусства. Творчество Островского оказало решающее влияние на развитие русской драматургии и русского театра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды актёров (особенно в московском Малом театре: семья Садовских, С.В. Васильев, Л.П. Косицкая, позднее — Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова и др.).
Театральная биография Островского вообще не совпадала с его литературной биографией. Зрители знакомились с его пьесами совсем не в том порядке, в каком они были написаны и напечатаны. Только через шесть лет после того, как Островский начал печататься, 14 января 1853 года поднялся занавес на первом представлении комедии «Не в свои сани не садись» в Малом театре. Пьеса, показанная зрителям первой, была шестой законченной пьесой Островского.
В это же время драматург вступил в гражданский брак с девицей Агафьей Ивановной Ивановой (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев, это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.
В 1869 году, после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза, Островский вступил в новый брак с актрисой Малого театра Марией Васильевой. От второго брака у писателя родилось пятеро детей.
Член-корреспондент Императорской Санкт — Петербургской Академии Наук (1863 г.)
Литературные взгляды Островского сложились под влиянием эстетики В.Г. Белинского. Для Островского, как и для других писателей, начинавших в 40-е годы, художник – это своего рода исследователь- «физиолог», который подвергает специальному изучению различные части общественного организма, открывая для современников ещё не исследованные области жизни. В открытой области эти тенденции нашли выражение в жанре так называемого «физиологического очерка», широко распространённого в литературе 40-50-х гг. Островский был одним из наиболее убеждённых выразителей этой тенденции. Многие его ранние сочинения написаны в манере «физиологического очерка» (зарисовки замоскворецкого быта; драматические этюды и «картины»: «Семейная картина», «Утро молодого человека», «Неожиданный случай»; позднее, в 1857году, — «Не сошлись характерами»).
В более сложном преломлении черты этого стиля сказались и в большинстве других произведений Островского: он изучал жизнь своей эпохи, наблюдая её словно под микроскопом, как внимательный исследователь — экспериментатор. Наглядно это показывают дневники его поездок по России и особенно материалы многомесячной поездки (1865 г.) по верхней Волге с целью всестороннего обследования края.
Опубликованный отчёт Островского об этой поездке и черновые записи представляют своего рода энциклопедию сведений по экономике, составу населения, обычаям, нравам этого края. При этом Островский не перестаёт быть художником – после этой поездки волжский ландшафт как поэтический лейтмотив входит во многие его пьесы, начиная с «Грозы» и заканчивая «Бесприданницей» и «Воеводой (Сон на Волге)». Кроме того, возникает замысел цикла пьес под названием «Ночи на Волге» (осуществлён частично).
«Без вины виноватые» — последний из шедевров Островского. В августе 1883 года, как раз в пору работы над этой пьесой, драматург писал своему брату: «Забота писательская: есть много начатого, есть хорошие сюжеты, но …они неудобны, нужно выбирать что — нибудь помельче. Я уж доживаю свой век; когда же я успею высказаться? Так и сойти в могилу, не сделав всего, что бы я мог сделать?»
В конце жизни Островский, наконец — то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 году занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены.
Островский не только учил, он и учился. Многочисленные опыты Островского в области перевода античной, английской, испанской, итальянской и французской драматической литературы не только свидетельствовали о его прекрасном знакомстве с драматической литературой всех времен и народов, но и по справедливости рассматривались исследователями его творчества как своеобразная школа драматургического мастерства, которую Островский проходил всю свою жизнь (он начал в 1850 году с перевода шекспировской комедии «Укрощение строптивой»).
Смерть застала его за переводом шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра») 2(14) июня 1886 года в имении Щелыково , Костромской области, от наследственной болезни — стенокардии. Он сошел в могилу, не сделав всего, что он мог сделать, но сделал он чрезвычайно много.
После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 года, в Москве, на Театральной площади перед зданием Малого театра, где осуществлялись постановки его пьес, был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).
А.Н. Островский занесен в российскую Книгу рекордов «Диво» как «самый плодовитый драматург» (1993). Творчество Островского можно разделить на три периода: 1-й – (1847- 1860), 2-й – (1850-1875), 3-й – (1875-1886). ——————————————————————————— ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (1847- 1860) К нему относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В начале этого периода Островский активно сотрудничает как редактор и как критик с журналом «Москвитянин», публикует в нем свои пьесы. Начиная как продолжатель гоголевской обличительной традиции («Свои люди – сочтёмся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами»), затем, отчасти под влиянием главного идеолога журнала «Москвитянин» А.А. Григорьева, в пьесах Островского начинают звучать мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины («Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854). Эти настроения приглушают критический пафос Островского.
С 1856 года Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник» – сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов («В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Гроза», (1859). ——————————————————————————— ВТОРОЙ ПЕРИОД (1860-1875) К нему относятся пьесы, отражающие жизнь России после реформы. Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы («Тяжёлые дни», 1863 г., «Шутники», 1864 г., «Пучина», 1865 г.), по — прежнему высокоталантливые, но скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создаёт цикл исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин — Сухорук» (1861 г.; 2-я редакция 1866), «Воевода» (1864 г.; 2-я редакция 1885), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866 г.), «Тушино» (1866 г.). Кроме того, создаётся цикл сатирических комедий («На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868 г.), «Бешеные деньги» (1869 г.), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875 г.). Особняком среди пьес второго периода стоит драматическая поэма в стихах «Снегурочка» (1873 г.) – «весенняя сказка», по определению автора, созданная на основе народных сказок, поверий, обычаев. ——————————————————————————— ТРЕТИЙ ПЕРИОД (1875 — 1886) Почти все драматические сочинения Островского 70-х и начала 80-х гг. печатаются в журнале «Отечественные записки». В этот период Островский создает значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти («Бесприданница», 1878 г., «Последняя жертва», 1878 г., «Таланты и поклонники», 1882 г., и др.). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхищающие пьесы А.П. Чехова: сохраняя характерные черты своей драматургии, Островский стремится воплотить «внутреннюю борьбу» в «интеллигентной, тонкой комедии» (см. «А.Н. Островский в воспоминаниях современников», 1966, с. 294). Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 века. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя. В драматургии Островского вместилась вся Россия — ее быт, ее нравы, ее история, ее сказки, ее поэзия. Нам даже трудно представить себе, насколько беднее было бы наше представление о России, о русском человеке, о русской природе и даже о самих себе, если бы не существовало для нас мира созданий Островского.
Не с холодным любопытством, но с жалостью и гневом взираем мы на жизнь, воплощенную в пьесах Островского. Сочувствие к обездоленным и негодование против «темного царства» — вот чувства, которые драматург испытывал и которые он неизменно вызывает в нас. Но особенно близка нам надежда и вера, которые всегда жили в этом замечательном художнике. И мы знаем — эта надежда на нас, это вера в нас. Детство и юность Александр Николаевич Островский родился в старинном купеческом и чиновничьем районе — Замоскворечье. В Москве, на Малой Ордынке до сих пор сохранился двухэтажный дом, в котором 12 апреля (31 марта) 1823 года появился на свет будущий великий драматург. Здесь же, в Замоскворечье, — на Малой Ордынке, Пятницкой, Житной улицах — прошли его детство и юность. Отец писателя, Николай Федорович Островский, был сыном священника, но по окончании духовной академии избрал светскую профессию — стал судейским чиновником. Из среды духовенства вышла и мать будущего писателя, Любовь Ивановна. Она умерла, когда мальчику было 8 лет. Через 5 лет отец женился вторично, на этот раз на дворянке. Успешно продвигаясь по службе, Николай Федорович в 1839 году получил дворянское звание, а в 1842 году вышел в отставку и стал заниматься частной юридической практикой. На доходы от клиентов — преимущественно богатых купцов — он приобрел несколько имений и в 1848 году, удалившись от дел, переехал в сельцо Щелыково Костромской губернии и стал помещиком. В 1835 году Александр Николаевич поступил в 1-ю московскую гимназию, окончил ее в 1840 г. Еще в гимназические годы Островского привлекали литература и театр. По воле отца юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но Малый театр, в котором играли великие русские актеры Щепкин и Мочалов, притягивает его к себе, как магнит. Это не было пустым влечением богатого шалопая, видящего в театре приятное развлечение: для Островского сцена стала жизнью. Эти интересы заставили его весной 1843 года оставить университет. «Я с молодости бросил все и весь отдался искусству», — вспоминал он впоследствии. Отец его все еще надеялся, что сын станет чиновником, и определил его писцом в Московский совестный суд, в котором рассматривались главным образом семейные имущественные споры. В 1845 году Александр Николаевич перевелся в канцелярию Московского коммерческого суда чиновником по «словесному столу», т.е. по приему от просителей устных просьб. Адвокатская практика отца, жизнь в Замоскворечье и служба в суде, продолжавшаяся почти восемь лет, дали Островскому немало сюжетов для его произведений. 1847-1851 гг. – ранний период Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды сложились под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского. В 1847 году в газете «Московский городской листок» были напечатаны две сцены из комедии «Несостоятельный должник» — первого варианта комедии «Свои люди — сочтемся!», — комедия «Картина семейного счастья» и очерк «Записки Замоскворецкого жителя». В 1849 году Островский закончил работу над первой большой комедией «Свои люди — сочтемся!». В комедии высмеян грубый и жадный купец-самодур Самсон Силыч Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву — богатство. Но жадность губит его. Желая разбогатеть еще больше, Большов по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником. Подхалюзин, женившись на дочери Большова, присваивает себе имущество тестя и, отказываясь заплатить даже небольшую часть долгов, оставляет Большова в долговой тюрьме. Никакой жалости к отцу не чувствует и Липочка, дочь Большова, ставшая женой Подхалюзина. В пьесе «Свои люди — сочтемся» уже проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая, народная речь. И у каждой из них — непростой, заставляющий задуматься конец. Потом ничто из найденного в первых опытах не исчезнет, а только будут «прирастать» новые черты. Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин» и имела большой успех. Но постановка ее и повторные издания были запрещены цензурным комитетом. Положение «неблагонадежного» писателя осложняло и без того тяжелые условия жизни Островского. Летом 1849 года он, вопреки воле отца и без венчания в церкви, женился на простой мещанке Агафье Ивановне. Разгневанный отец отказал сыну в дальнейшей материальной поддержке. Молодая семья испытывала тяжелую нужду. Несмотря н необеспеченное положение, Островский в январе 1851 года отказывается от службы и целиком отдается литературной деятельности. 1852-1855 гг. – «Москвитянский период» Первыми пьесами, разрешенными к постановке на сцене, были «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок». Их появление явилось началом переворота во всем театральном искусстве. Впервые на сцене зритель увидел простую будничную жизнь. Это потребовало и нового стиля актерской игры: жизненная правда стала вытеснять напыщенную декламацию и «театральность» жестов. В 1850 году Островский становится членом так называемой «молодой редакции» славянофильского журнала «Москвитянин». Но отношения с главным редактором Погодиным складываются непросто. Несмотря на выполняемую огромную работу Островский все время оставался в долгу перед журналом. Погодин платил скупо.
«Я так хорош, что сердце замирает»
Островский был знаменит своим дьявольским самолюбием и хвастливостью. Он не терпел, если о нём или его пьесах говорили без превосходной степени, даже мог рассориться с друзьями на этой почве. Известно, что он обиделся на Некрасова, который недооценил его «Снегурочку» (недооценил буквально, заплатив маленький гонорар). Заносчивым называл Островского и Лев Толстой.
Эпизоды жизни
Островский нередко черпал свои сюжеты из реальной жизни. Так, драматург присутствовал на похоронах Николая Гоголя. После того, как он прошел некоторое время пешком, писатель сел в сани с актрисой Любовью Никулиной и начал с ней душевную беседу. Актриса разоткровенничалась и стала делиться с Островским своими детскими воспоминаниям. Островский внимательно слушал Никулину, а потом вложил ее слова в уста Катерины, героини его «Грозы». Никулина же стала первой исполнительницей роли Катерины. По слухам, Островского и Никулину связывали любовные чувства, но так как у обоих были семьи, отношениям не дано было сложиться. Много лет Островский прожил с простой девушкой Агафьей, так и не женившись на ней официально. Агафья стала для Островского близким другом и соратницей. Она была хорошо знакома с купеческим бытом, прекрасно исполняла русские народные песни, понимала обычаи и нравы русского народа, поэтому ей приписывают большую долю в сочинениях Островского. Друзья писателя также сохранили о его первой жене только теплые воспоминания. Несмотря на успех пьес Островского, писатель до конца жизни нуждался в деньгах, очень много работал, из-за чего нередко получал обвинения в том, что он «исписался» или работает исключительно ради денег, что, конечно, было неправдой. Материального достатка Островский достиг только в конце жизни, когда стал получать пенсию и занял должность заведующего репертуарами московских театров. Но к этому времени его здоровье уже было сильно истощено.
Памятник Островскому в его имении «Щелыково»
Женская натура
Пьеса «Гроза»
Несмотря на внушительную внешность, стойкость и твёрдую волю Островский обладал не только способностью к рукоделию, но и ещё одним замечательным женским качеством – повышенной чувствительностью. Лучше всего ему удавалось чтение женских ролей – не только комических, но и трагедийных. А почерк драматурга признают женским даже современные исследователи.
[править] Экранизации произведений
- 1911 — Василиса Мелентьева (фильм, 1911)
- 1911 — На бойком месте (фильм, 1911)
- 1916 — Без вины виноватые (фильм, 1916)
- 1916 — На бойком месте (фильм, 1916, Чардынин)
- 1916 — На бойком месте (фильм, 1916, Сабинский) (Другое название На большой дороге )
- 1934 — Гроза (фильм, 1934)
- 1936 — Бесприданница (фильм, 1936)
- 1945 — Без вины виноватые (фильм, 1945)
- 1951 — Правда — хорошо, а счастье лучше (фильм, 1951) (фильм-спектакль)
- 1952 — Волки и овцы (телеспектакль, 1952) (телеспектакль)
- 1952 — На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль, 1952) (телеспектакль)
- 1952 — Снегурочка (мультфильм, 1952) (мультфильм)
- 1953 — Горячее сердце ((фильм, 1953) (фильм-спектакль)
- 1955 — На бойком месте (фильм, 1955) (фильм-спектакль)
- 1955 — Таланты и поклонники (фильм, 1955) (фильм-спектакль)
- 1964 — Женитьба Бальзаминова (фильм, 1964)
- 1968 — Снегурочка (фильм, 1968)
- 1971 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм, 1971) (фильм-спектакль)
- 1971 — Весенняя сказка (фильм, 1971) (по мотивам пьесы «Снегурочка»)
- 1971 — Таланты и поклонники (телеспектакль, 1971) (телеспектакль)
- 1973 — Таланты и поклонники (фильм, 1973)
- 1975 — Последняя жертва (фильм)
- 1978 — Красавец-мужчина (фильм)
- 1980 — Лес
- 1981 — Бешеные деньги (фильм, 1981)
- 1981 — Вакансия (фильм) — фильм режиссёра Маргариты Микаэлян (по мотивам пьесы «Доходное место (пьеса)»)
- 1983 — Поздняя любовь (фильм, 1983)
- 1984 — Жестокий романс (фильм) (по мотивам пьесы «Бесприданница»)
- 1985 — После дождичка в четверг (фильм) (фильм-сказка)
- 1989 — Сердце не камень (фильм)
- 1998 — На бойком месте (фильм)
- 2001 — Дикарка
- 2005 — Анна (фильм, 2005) (по мотивам пьесы «Без вины виноватые»)
- 2006 — Снегурочка (мультфильм, 2006) (мультфильм по мотивам пьесы «Снегурочка»)
- 2008 — Без вины виноватые (фильм, 2008)
- 2006 — Русские деньги (фильм) (по мотивам пьесы «Волки и овцы»)
- 2008 — Взятки гладки (по мотивам пьесы «Доходное место»)
- 2009 — Банкрот (фильм, 2009) (по мотивам пьесы «Свои люди — сочтёмся (пьеса)»)
- 2011 — Бесприданница (фильм, 2011)