Детство босоногое
В Петрограде, в последний день января 1921 года, на свет появился мальчик, названный Владиславом. Его отец, Игнатий Петрович, был выходцем из Польши, а в Петроград он попал после Первой мировой войны. Он был очень верующим человеком, но в то время ему приходилось ходить в костел тайно. Игнатий Петрович всю жизнь испытывал страх оттого, что его могут арестовать.
Стржельчик Владислав был поздним ребенком. Он рос самым обыкновенным мальчиком, как и сотни тысяч других советских ребятишек. Был немного шалопаистым ребенком, очень любил сладкое, впрочем, как и большинство малышей. В школе учился не очень хорошо, но еще сидя за партой, он просто бредил театром. Немного позже юноша поступает в театральную студию при Большом драматическом театре (БДТ). Это был курс того самого «киношного» Чапаева — Бориса Бабочкина. Учеба захватила его всего. Он был еще студентом, когда его зачислили во вспомогательный состав актерской труппы театра. Начавшаяся война приостановила столь удачно складывающийся учебный процесс.
Биография
31 января 1921 года в обычной петроградской семье родился сын, которого назвали Владиславом. Он был вторым ребенком, но очень долгожданным. Его родители жили скромно, образования у них не было, но тем ценнее была их врожденная интеллигентность. Наверное, поэтому Владиславу Стржельчику так удавались роли аристократов на сцене театра и кино. Мать работала в Эрмитаже, пока не началась война. Отец – поляк по национальности, был глубоко верующим человеком и тайно посещал костел. Когда сыновья подросли, он водил их с собой на службу.
Актер Владислав Стржельчик
Там, под сводами храма, в душе Владислава зародилась любовь к театру, ведь церковная служба чем-то напоминает театральное действо. Во время богослужения мальчик выполнял небольшие поручения настоятеля – приносил святую воду, подавал церковную утварь и ощущал себя частью происходящего.
Старший брат Владислава Стржельчика — Петр — в детстве увлекался литературой, хорошо учился в школе, с «красным дипломом» окончил институт связи. Он был образованнее и интеллигентнее, но после войны так и остался в армии. На этой почве братья почти не общались.
Владислав Стржельчик в молодости
В школьные годы Влад дневал и ночевал в драмкружке. Родителей устраивало, что сын занят делом и не шатается по улицам. После школы Стржельчик решил поступить в студию при Большом драматическом театре. Его приняли на курс Бориса Бабочкина, но через год призвали в армию. Потом началась война – сначала Владислав Стржельчик воевал на передовой, затем его перевели в военный ансамбль. В театральную студию он вернулся после победы и продолжил обучение.
Военные страшные годы
Стржельчик Владислав был на фронте на протяжении всей Отечественной войны. Сначала он находился в действующей армии, позже — в военном ансамбле. Даже спустя много лет после того, как война окончилась, Владислав вспоминал это страшное время, тот холод и голод, которые постоянно его сопровождали. Он всегда старался привезти выделяемый ему паек родителям, когда те жили в блокадном Ленинграде. Владислав Стржельчик, фото которого часто появляется на страницах глянцевых изданий, добирался до города за три десятка километров — когда пешком, когда на попутных машинах. Бывало, что и попадал под обстрел. Того ужаса, который он тогда пережил, актер не мог забыть до самой смерти. Наверное, именно после тех ужасных дней у него сформировалась привычка заполнять холодильник разными продуктами. Он постоянно покупал все впрок и обязательно в больших количествах.
В 1947 году Владислав Стржельчик, биография, личная жизнь которого вызывала неугасающий интерес у поклонников его необыкновенного таланта, получил диплом об окончании школы-студии при Ленинградском БДТ. В следующем году он уже находился в составе труппы театра им. Максима Горького (сейчас — им. Г. Товстоногова).
Стржельчик, Владислав Игнатьевич
Родился 31 января 1921 г. в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Его отец работал инженером на заводе. Мать была сотрудницей отдела Востока Государственного Эрмитажа.
В 1938 г. Владислав Стржельчик поступил в школу-студию при Большом драматическом театре им. М. Горького (БДТ). Тогда же стал актером вспомогательной труппы этого театра. В 1940 г. был призван в Красную армию. Участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войне. С 1940 по 1942 г. — командир орудийного расчета 24-го корпусного артиллерийского полка. В 1942-1945 гг. — командир отделения 203-го стрелкового полка, комендант штаба управления 92-й стрелковой дивизии второго формирования (старший сержант артиллерии). В 1945-1946 гг. — артист ансамбля Политуправления Ленинградского военного округа. Демобилизовавшись, в 1946 г. Владислав Стржельчик возобновил обучение в школе-студии при БДТ. Окончил ее в 1947 г.
В 1947-1995 гг. был актером Российского государственного академического Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова (Санкт-Петербург; до 1992 г. — Ленинградский академический Большой драматический театр им. М. Горького). Исполнял роли в спектаклях: «Любовь Яровая» по произведению Константина Тренёва, «Слуга двух господ» по комедии Карло Гольдони, «Обрыв» по мотивам романа Ивана Гончарова, «Идиот» по произведению Федора Достоевского, «Горе от ума» по комедии Александра Грибоедова, «Варвары», «Мещане» и «На дне» по пьесам Максима Горького, «Три сестры» по произведению Антона Чехова, «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесам Александра Островского, «Амадеус» по произведению Питера Шеффера. Первой крупной ролью Владислава Стржельчика стал генерал Бруно Готтбург в военно-приключенческом фильме «Как вас теперь называть?» (1965, режиссер Владимир Чеботарев). Среди наиболее известных киноработ: Наполеон в экранизации романа Льва Толстого «Война и мир» (1965-1967, Сергей Бондарчук), генерал Алексей Антонов в киноэпопее «Освобождение» (1968-1971, Юрий Озеров), генерал-лейтенант Владимир Ковалевский в фильме «Адъютант его превосходительства» по мотивам романа Игоря Болгарина (1969, Евгений Ташков), Антуан Петипьер Нонанкур в музыкальной картине «Соломенная шляпка» по мотивам водевиля Эжена Лабиша (1974, Леонид Квинихидзе), Иван Павлович Яичница в экранизации комедии Николая Гоголя «Женитьба» (1977, Виталий Мельников), лейб-медик Лесток в историко-приключенческом фильме «Гардемарины, вперед!» по роману Нины Соротокиной «Трое из Навигацкой школы» (1987, Светлана Дружинина). Последняя кинороль — князь Владимир Святославич в исторической картине «Владимир Святой» (1993, Юрий Томошевский). В общей сложности актер снялся в более чем 70 фильмах и сериалах (не считая фильмов-спектаклей). В 1959-1965 гг. Владислав Стржельчик преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств), в 1966-1975 гг. — в Ленинградском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской (ныне Санкт-Петербургский государственный институт культуры). Владислав Стржельчик скончался 11 сентября 1995 г. в Санкт-Петербурге на 75-м году жизни. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Герой Социалистического Труда (1988). Народный артист СССР (1974).
Был награжден орденами Октябрьской Революции (1981), Отечественной войны II степени (1985), Ленина (1988), медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За боевые заслуги» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1971).
Был дважды женат. Первая супруга — Ольга Смирнова, артистка оперетты. Дочь — Марина. Второй супругой была Людмила Шувалова (род. 1926, актриса и режиссер).
Свет новой жизни
После первой сыгранной роли в спектакле «Много шума из ничего» (актеру предложили роль Клавдио) воплощенное на сцене амплуа героя-любовника шлейфом тянулось и в другие спектакли. Народ был изможден страшной войной и блокадой, голодом и переживаниями. Теперь все старались как можно быстрее восстановить разрушенный город, чтобы постараться если не забыть о пережитом ужасе, то хотя бы немного отодвинуть его в памяти подальше, в закоулки.
Люди, как маленькие дети, восприимчивые ко всему новому, красивому и яркому, смотрели на абсолютно новую, какую-то сказочную жизнь, где много смеха, шуток, веселья, где нет никакого страха и беды.
Причина смерти Владислава Стржельчика
Земной путь актера Владислав Стржельчика замер на отметке 74. Великого Мастера сцены не стало 11 сентября 1995 года. Его семья и близкие друзья знали, что актер серьезно болен, но верили в то, что он справится с недугом, убивавшим его.
Причиной смерти Владислава Стржельчика стала злокачественная опухоль мозга. Симптомы онкологического заболевания проявлялись в забывчивости актера. Болезнь не только вынудила отказаться его от сцены, но и причиняла множество страданий.
На фото: Могила Владислава Стржельчика
То, от чего умер Владислав Стржельчик, не поддавалось пониманию. Актер, который так любил жизнь, покидал ее тяжело и мучительно. Все это время рядом с ним находилась его жена Людмила Шувалова. Их любовь прошла испытания на прочность до самого конца.
Театральные рапсодии
Театралы посолиднее спешили в Александринку на «стариков», а вот БДТ принимала более молодых зрителей, основную массу которых составляли женщины, которые шли на обаятельного и обольстительного Стржельчика. Узнаваемость и теплое отношение публики наконец-то приходят к молодому актеру. Хвалили его работу в спектакле «Враги» (роль Грекова). Владислав Стржельчик, фильмография которого была богата на интересные и запоминающиеся роли, не отказывался и от костюмных ролей. Он с удовольствием соглашался играть в «Разоблаченном чудотворце», «Девушке с кувшином», «Слуге двух господ».
Карьера актера
Актерская стезя Стржельчика была весьма многогранной. Бесконечное количество образов, смена амплуа, знаменитые партнеры. Он относился к работе в кино так же ответственно, как и к театральным постановкам. Первыми ролями стали образы второго плана. Но даже небольшие, эпизодические фрагменты Стржельчик играл так, что они запоминались зрителям. Дебютным фильмом молодого артиста стала картина «Машенька», снятая в начале войны, в 1942 году. Военная форма весьма подходила аристократичной выправке Стржельчика, и предложений ролей военных в его актерской карьере было немало.
Владислав Игнатьевич был разноплановым актером. Он мог рассмешить зрителя, или, напротив, заставить задуматься. Но, главное – он никогда не оставлял никого равнодушным по отношению к своим героям.
Карьера в театре
Театральная биография Владислава Стржельчика началась в послевоенном Ленинграде с дебютного выхода актера на подмостки БДТ. Его первая роль – это благородный влюбленный Клавдио в спектакле по пьесе Уильяма Шекспира «Много шума из ничего». Затем последовали роли в постановках «Враги», «Слуга двух господ», «Девушка с кувшином». Позднее сполна раскроется драматический талант Стржельчика в спектаклях «Обрыв», «Варвары», «Три сестры».
Владислав Стржельчик на сцене театра
Сценические образы Стржельчик создавал весьма точно, буквально вживаясь в них. Отношение к работе у Владислава Игнатьевича всегда было ответственным. Он непременно вовремя являлся на репетиции и не позволял себе и партнерам заучивать тексты кое-как. Все указания режиссера выполнялись им в точности, и за все время работы он ни разу не явился на спектакль в плохой форме.
Коллеги по сцене в один голос твердили, что работать со Стржельчиком одно удовольствие. Он был точен, понятен, не капризен. К тому же, Владислав Игнатьевич всегда тонко чувствовал партнера по сцене. Последние выходы на сцену давались Стржельчику непросто. Он стал забывать тексты, его мучили головные боли. В конце своей театральной карьеры Владислав Игнатьевич играл все в том же любимом БДТ.
Фильмы с Владиславом Стржельчиком
Киноискусству актер Владислав Стржельчик посвящал большую часть своей жизни. Он создавал комичные и полные драматизма образы, проживая, а не играя их на киноэкране. Фильмы сменяли друг друга, талантливый артист постоянно получал предложения на характерные роли, и играл их особенно, с душой.
Стржельчик в фильме «Враги» (1953 г.)
Дебютной ролью актера стал образ белофинского офицера в фильме «Машенька», снятого в 1942 году. Фильмов, в которых Владислав Игнатьевич Стржельчик открывает силу и благородство характеров людей, посвятивших себя военному делу, в его актерской работе будет множество.
Актер в фильме «Адъютант его превосходительства»
Самыми яркими ролями в кинобиографии актера стали образы генерала Ковалевского в кинофильме «Адъютант его превосходительства» и французского полководца Наполеона в кинокартине «Война и мир». Интересные образы были созданы Стржельчиком в кинофильмах «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», «Соломенная шляпка», «Женитьба», «Гардемарины, вперед!», «Поэма о крыльях»,«Тартюф».
Серьезен, как никогда
В своей жизни и в любимой работе актер придерживался несколько педантичных правил. Может быть, кому-то это покажется слишком нудным и совершенно ненужным, но только не такому мастеру, каким был Стржельчик. Он никогда не позволял себе опоздания даже на пять минут на репетицию. Его ужасно раздражало, если кто-то из его партнеров забывал реплики или недоучил свою роль. Если кто-то из артистов, находящихся одновременно с ним на одной сцене, не так точно, как это требовалось по роли, следовал заданному режиссерскому узору, Стрежельчик мог вспыхнуть как факел.
Его работа была для него очень дорога, даже священна. И относился он к ней с огромной любовью и скрупулезностью. Владислав Игнатьевич всегда находился в форме, всегда в голосе. Ведь голос — это инструмент его работы, а профессионал, к коим актер себя оправданно относил, не имеет права выпить накануне спектакля и посадить себе голос.
Постепенно, из года в год, ему удалось перейти из ролей легких, летящих, к достаточно драматическим и характерным — в «Трех сестрах» он играл Кулыгина, в «Обрыве» — Райского, в «Варварах» — Цыганова.
«На ребенка меня бы уже не хватило»
— Вы ездили с мужем на гастроли?
— Всегда. У меня от него даже писем нет. Если вдруг он ехал один — звонил по несколько раз в день. Казалось, проверял: жива я или нет. Или ревновал. Особенно в молодости. Ко мне приезжали из Москвы друзья, подруги, мы встречались, скажем, в Мариинке и тут же бросались друг другу в объятия. Владик неистовствовал: «Кто такой? Почему поцеловал? Откуда ты его знаешь?..»
— Разве красавца Стржельчика не одолевали поклонницы?
— Наверное, у меня такой характер — я даже в молодые годы не ревновала. Мне вообще кажется, нет мужчины, который бы всю жизнь был верен одной женщине. У нас с Владичкой было главное — театр, в котором я помогала ему жить.
— Ходили легенды, что он всегда был одет с иголочки, а ароматы духов, исходившие от него, сводили женщин с ума. Он мог сказать, что вы купили ему не ту рубашку, не тот галстук?
— Никогда. Во-первых, потому что мы покупали все вместе, а во-вторых, он даже не знал, какой галстук нужен к какой рубашке и какие носки. Не знал, где взять вещи, хотя много лет они лежали на одних и тех же полках. «Дай платок». — «Возьми в шкафу». — «А где?». Ему это было не нужно. А я никогда никуда не могла уехать — он не пожарил бы себе даже яичницы. Мы жили театром, говорили о нем с утра до вечера. Поэтому я считала, что если есть у него на стороне выплески души — пусть будут. Главное-то было дома, со мной. Если б почувствовала, что он может уйти, наверное, заволновалась бы.
Актеры Владислав Стржельчик в роли генерал-лейтенанта Ковалевского (справа) и Владимир Козел в роли полковника Щукина (слева) в телевизионном художественном фильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». Фото: РИА Новости
— Боролись бы?
— Не уверена. Наверное, я гордый человек — не стоит опускаться до унижений борьбы с кем-то… А потом у меня перед глазами всегда стоял потрясающий пример первой супруги Мравинского. Когда мы с Владичкой купили дачу на Красном озере, она оказалась нашей соседкой. Интеллигентная пожилая женщина, от которой в 60 с лишним лет ушел муж. Понятно, что ей было и больно, и обидно — разрушен дом, в котором прожито много лет. Но с каким достоинством она несла эту трагедию! Ни перед кем не унижалась, не жаловалась, о Мравинском говорила только в превосходной степени. Никому и в голову не приходило ее жалеть. Она сумела остаться бывшему мужу другом.
У Владислава Игнатьевича с первой женой так не получилось — видимо, они были друг другу чужими. Когда мы стали жить вместе, я всегда старалась его дочке что-то купить. Но Стржельчику не разрешали с ней встречаться.
— Никогда не жалели, что не родили ребенка?
— Нет, это было сознательно. Мы с Владиком были в Ленинграде одни. Папа мой уже умер, мамочка после инсульта — в тяжелом состоянии. Брат только окончил школу, и Владичка помогал ему и маме. Рассчитывать было не на кого. При всей своей нетребовательности бытовой суеты он не переносил. Владик просил: «Давай родим». Но я сказала: «Мы с тобой не справимся». Я не очень выносливый человек — на него, театр и ребенка моих сил не хватило бы. Может, и не права была…
Владислав Стржельчик. Фото: РИА Новости/ Рудольф Кучеров
Соломон Грегори
Все эти роли приближали Стржельчика к необыкновенно точному раскрытию им немного позже персонажа с непривычным для обывателя именем Соломон. Это была пьеса Миллера под названием «Цена». Актер сыграл роль Соломона Грегори. Критики, которые могли разнести в пух и прах любого актера и роль, им сыгранную, восхищались этой работой Владислава Игнатьевича, отнеся ее к некоему шедевру, к вершине творческого пути. Воплощенный на театральной сцене образ старика 90 лет от роду был по своей фактуре богатым и сочным. Соломон жил на сцене БДТ на протяжении двадцати пяти лет. Несмотря на то что со временем у Стржельчика менялись партнеры в пьесе, именно на нем держался спектакль, именно на его имя шел зритель, именно благодаря ему этот спектакль проходил с оглушительным и незаканчивающимся успехом.
Расписались только через 7 лет
— Это было в июне 1950 года в Сочи, — вспоминала Людмила Павловна при встрече. — Я отдыхала, БДТ там гастролировал. Владик уже был ведущим молодым актером, а театр имел сумасшедшую популярность. Нас познакомили, мы стали видеться. Я только окончила училище, и мне было лестно его внимание. Говорил он в основном о театре. Но между прочим заметил, что женат и семейная жизнь не ладится. Я не придала этому значения. В Москве меня ждал человек, который хотел на мне жениться…
Однако уже через полгода я переехала в Ленинград. Сейчас даже сложно представить, что это произошло со мной! Какое-то наваждение… Представляете, что значило раньше потерять московскую прописку? К тому же меня только приняли в Театр Гоголя. Но я вдруг поняла, что хочу быть с этим человеком… И хотя папа был категорически против моего отъезда, работая в отделе культуры в Совмине, помог сделать мне перевод в БДТ. А провожая, сказал: «Будет трудно — немедленно возвращайся».
Конечно, меня смущало, что Владислав Игнатьевич женат. Но со временем я поняла, что первая его супруга была далека от театра и вела свою жизнь. Думаю, поэтому произошел разрыв. Мне казалось, Владику очень плохо оттого, что его не поняли. В БДТ нам пошли навстречу — дали комнату в общежитии, хотя мы не были расписаны, а Стржельчик не разведен. Однако все же пытались влезть в нашу жизнь: парторганизация, комсомол…
Владислав Стржельчик в сцене из спектакля «Третья стража» в постановке Ленинградского академического Большого драматического театра имени Максима Горького. Фото: РИА Новости/ Вера Петрусова
Татьяна Уланова, АиФ.ru: Вас сразу обеспечили работой?
— О чем вы говорите? Это теперь молодежь сразу требует Гамлета! Владик окончил студию при БДТ, театр растил его для себя. А я кто такая? С улицы пришла туда, где блистали свои звезды. Начала с массовки. Но и потом не заняла положения, достойного актрисы БДТ, всю жизнь посвятив мужу.
— Отказывались от ролей?
— Бог с вами! Мне просто их не давали. Театр жесток. Ему нужно принадлежать на сто процентов! Я бы не отказалась ни от одной рольки, но в театре сразу видно, чем человек дышит. Все знали, что для меня главное — Владик. После репетиций я стремглав бежала домой, чтобы приготовить ему обед…
Несмотря на то, что расписались мы только через 7 лет, у меня не было комплекса незаконной жены. Мне было хорошо с ним, и я никогда ничего не требовала. Хотя он был совсем не простой человек — уже избалован успехом. Через три года — в возрасте 33 лет! — получил заслуженного. В те времена! У-у-у, что вы, это было чудо! Однако при всем своем благополучии внутренне он был очень незащищен и нуждался в поддержке.
Стржельчик и иные
Стржельчик Владислав умел шутить и с огромным удовольствием это делал. Наверное, самое яркое проявление этого таланта именитого актера было в спектакле «Ханума». Он играл грузинского князя Вано Пантиашвили, который благодаря артисту буквально лучился тончайшим юмором. Им были пропитаны слова и жесты Владислава Игнатьевича, каждый поворот его головы.
Его коллеги и сейчас с теплотой вспоминают, как приятно было с ним работать, как легко было каждому разделять с ним сцену. Стржельчик всегда очень строго подчинялся логике. Среди актеров бытует мнение, что они должны взаимодействовать друг с другом во время спектакля по принципу «петелька-крючочек». Стржельчик был партнером идеальным, он всегда чувствовал партнера. Когда он работал в спектакле с Алисой Фрейндлих, все мастерство выстраивалось на исключительном партнерстве. Да и в жизни они дружили, Владислав Игнатьевич даже крестил внука Алисы Бруновны. Каждый раз от одного спектакля к другому открывались новые, глубокие и интересные грани таланта великого артиста.
Беда началась с «Макбета»
— Многие актрисы не рожают, всю жизнь посвящая театру. Но у вас и актерская судьба не сложилась…
— На каком-то этапе вдруг поняла, что никогда бы и не заняла в театре высокого положения. Рядом были другие актрисы. Лучше.
— Не каждая актриса в этом признается.
— Наверное, это мой недостаток. Может, недооценивала себя, а может, напротив, оценивала очень здраво. Владиславу Игнатьевичу же было хорошо. Он в БДТ ни разу ни одного слова за меня не замолвил. Моя творческая судьба его не волновала. К слову, и то, что мы имели в жизни, у нас было только потому, что этого хотела я. Первое жилье получили — и прекрасно, его там все устраивало. Все уже давно переехали в другие районы, в хорошие квартиры, а мы сидели в плохой, далеко от центра. И пока я не начала пилить, он ничего не хотел делать. Прожив в Московском районе 30 лет, мы лишь к старости переехали в центр. Кроме театра, ему не нужно было ничего.
— Но и в театре со смертью Товстоногова начались проблемы — Стржельчик почти ничего не играл.
— Так сложилось: пришли другие режиссеры, которые не видели его в своих спектаклях. Эти долгие годы муж очень страдал. Хотя, когда я успокаивала: «Ну, Владя, не переживай ты так!», отвечал: «А я и не переживаю». Но я-то знала, что он ждет новой роли. И вдруг лет через пять Чхеидзеставит «Прихвостня» Эдуардо де Филиппо и дает Владичке роль. Потом предлагает ему сыграть Дункана в «Макбете». Мужу эта роль была неинтересна, он считал ее слишком маленькой, но согласился. С «Макбета» и началась беда. Наверное, это действительно мистическая пьеса…
Болезнь подкралась неожиданно. Владичка всегда был веселым, в хорошем настроении. А тут начал приходить мрачным, сильно уставал. Вернется из театра — ложится. Я думала: все-таки 70 лет…
Потом он поехал один на небольшие гастроли в Швейцарию, вернулся грустный: «Больше никуда без тебя не поеду! Ой, как мне было трудно! Пойду гулять — прихожу больной». Однажды куда-то вышел, вернулся: «Еле дошел… Держался за стенку». Я предложила вызвать врача — «Нет, нет, у меня сегодня „Пылкий влюбленный“, не надо». А самому все хуже и хуже. Я говорю — он плохо понимает. Позвонила друзьям в Военно-медицинскую академию, где Юрий Леонидович Шевченко был начальником. Врачи приехали, сделали кардиограмму и говорят: «Мы вас забираем». Он: «Нет, у меня сегодня спектакль, никаких больниц». Это был первый звонок того страшного недуга, который его и погубил. Но врачи не услышали. Владик продолжал шутить, рассказывал анекдоты, и они думали: ну какой же он больной? А муж просто не хотел выглядеть хворым.
Владислав Стржельчик в фильме «Соломенная шляпка», 1974 г. Фото: Кадр из фильма
В следующий раз он играл в «Пылком влюбленном» и вдруг забыл текст… После спектакля сидел в гримерной белый как мертвец. На следующий день пошел к врачу. Тот говорит: «У вас предынсультное состояние. Поезжайте в санаторий». Пока я оформляла путевку, муж продолжал репетировать «Макбета». И каждый день возвращался из театра невменяемый: «Я не могу запомнить текст…» А текста — две страницы! Начинаем работать вместе, я подаю реплики, он говорит-говорит, и вдруг — затычка. Один раз скажет, второй — не может. Я испугалась: «По-моему, надо не в санаторий ехать, а обследоваться». В этот раз он согласился: «Пожалуй, ты права».
Когда Институте нейрохирургии доктор дала направление на компьютерограмму с диагнозом опухоль мозга, мне стало плохо. Пыталась гнать от себя страшные мысли, думала: этого не может быть. Но на следующий день после обследования ко мне подошел другой врач: «Должен вас огорчить…». Сейчас я даже не понимаю, как могла это выдержать, не потерять сознание. «Ему ни слова!», — говорю доктору и при появлении мужа начинаю улыбаться — «Ничего страшного!»..
Но жизнь-то идет. Заказаны новые костюмы для спектакля, нужно ехать на примерку. А он выглядит ужасающе. Будто появилось предчувствие чего-то страшного… Приезжает в БДТ. Вдруг останавливается: «Наверное, я последний раз вхожу в театр». И заплакал. И такая крупная слеза покатилась…
В тот день он был в театре последний раз.
Народный депутат СССР, народный артист СССР Владислав Игнатьевич Стржельчик в перерыве между заседаниями XXVIII съезда КПСС. Фото: РИА Новости/ Лулишов Соломон
Его киношедевры
Долгая и теплая дружба сложилась у Владислава Стржельчика с кинематографом. Ролей было очень много, все настоящие, объемные, исключающие любые стереотипы. Ни разу нельзя было сказать, что какой-то характер был для актера случайным. Он был римским правителем из «Визита вежливости» и Яичницей из «Женитьбы», Андреем Туполевым в «Поэме о крыльях» и авантюрист Нарышкин из «Короны Российской империи», бесстрашно разгуливающий на руках по парапету Эйфелевой башни.
Одновременно благодатной и сложной оказалась роль хорошего человека и великолепного авиаконструктора Андрея Николавича Туполева. Этот характер был очень ярким, масштабным, просто поразительным. В этой личности было все: и человек, и эпоха.
В другой картине — «Адъютант Его превосходительства» — он очень аккуратно входил в быт героев, в их личную жизнь. Да и само это произведение по своей форме достаточно камерное. Оно требовало от Стржельчика несколько иных подробностей в характеристике его героя, других деталей.
Звания и награды[ | ]
- Герой Социалистического Труда (1988)
- Заслуженный артист РСФСР (1954)
- Народный артист РСФСР (1965) — за заслуги в области советского театрального искусства [8]
- Народный артист СССР (1974)
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1971) — за роль генерала Ковалевского в ТВ-сериале «Адъютант его превосходительства»
- Орден Ленина (1988)
- Орден Октябрьской Революции (1981)
- Орден Отечественной войны II степени (1985)
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
- Медаль «За боевые заслуги» (1944)
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)
- Премия Международного драматургического общества «За вклад в развитие драматического искусства, преодолевающего международные барьеры» (1989)
- Премия мэрии Санкт-Петербурга (1995)
- Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995, посмертно)
Сокровенное
Много лет в театре об актере сплетничали, что он не оставляет вниманием ни одну симпатичную женщину. Он обожал женщин, у каждой знакомой в момент встречи обязательно интересовался ее жизнью, семьей, детьми. Одновременно с этим он был ревнивым человеком, который был убежден: мое и только мое. Таким был Владислав Стржельчик. Личная жизнь его была связана с его супругой, Людмилой Павловной, которую он искренне любил.
В их доме всегда был идеальный порядок. Они умели жить красиво. Дом Стржельчиков отличался от других тем, что там все было изысканно.
Однажды на сцене актер забыл кусочек своего текста и даже не понял, что произошло. Диагноз, который ему поставили, поражал своей жестокостью: рак мозга. Уходил он долго, мучительно. И никто из знавших его не мог поверить, что это конец. Ведь Стржельчик и смерть просто не вязались один с другим. Таким остался в памяти миллионов Владислав Стржельчик. Семья его была небольшой, но в ней царила любовь. Актер был как сама жизнь. Сердце его остановилось 11 сентября 1995 года.
Биография[ | ]
Владислав Стржельчик родился в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Его отец Игнатий Петрович (польск. Ignacy Strzelczyk) — выходец из Польши, поселился в Санкт-Петербурге в начале XX века.
В 1929—1938 годах учился в школе-десятилетке в Ленинграде.
В 1938 году был принят в студию при Большом драматическом театре имени М. Горького (БДТ) и в том же году стал актёром БДТ (с 1992 года — имени Г. Товстоногова), в котором проработал всю жизнь. Окончить студию удалось лишь в 1947 году. Призван в Красную Армию в 1940 году, во время Советско-финской войны. В интервью журналу «Советский экран» (1979 год, № 5) заявил: «Службу начинал в 24-м корпусном артиллерийском полку. Утром, как положено, проходил службу молодого бойца, а вечером участвовал в подготовке программ армейского ансамбля
». После начала Великой Отечественной войны служил в пехоте, был на передовой, участвовал в различных армейских ансамблях[2].
Среди лучших ролей, сыгранных на сцене театра — Цыганов
в «Варварах» М. Горького, Кулыгин в «Трёх сёстрах» А. П. Чехова, Грегори Соломон в «Цене» А. Миллера, Адриан Фомич в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по повести В. Ф. Тендрякова, комическая роль князя Вано Пантиашвили в «Хануме» А. А. Цагарели, Барни Кэшмен в спектакле «Последний пылкий влюблённый» по пьесе Н. Саймона[3].
В кино дебютировал в 1942 году в эпизодической роли в фильме «Машенька».
Занимался педагогической деятельностью: в 1959—1968 годах преподавал актёрское мастерство в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа (ныне Российский государственный институт сценических искусств), в 1966—1975 — в Ленинградском институте культуры (с 1970 — на кафедре музыкальной режиссуры).
Могила Стржельчика на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
В 1986—1991 годах — член правления, с октября 1991 — секретарь правления Союза театральных деятелей РСФСР[4].
Со смертью Г. А. Товстоногова в 1989 году стал меньше играть в театре. Позже во время репетиций и спектаклей стал забывать текст, поэтому принял решение уйти со сцены[5].
Скончался 11 сентября 1995 года после долгой борьбы с опухолью мозга. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие (скульптор М. Т. Литовченко, архитектор Т. П. Садовский) создано в 1996 году.
Семья[ | ]
Проверить информацию.
Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. |
- Отец — Игнатий Петрович Стржельчик (1876 — 1956), инженер
- Мать — работала в Эрмитаже
- Брат — Пётр Игнатьевич Стржельчик (1916 — 1997), участник ВОВ, инженер-полковник
- Первая жена — Ольга Михайловна Смирнова (умерла), артистка оперетты
- Дочь — Марина Владиславовна Стржельчик-Смирнова
- Вторая жена — Шувалова Людмила Павловна (род. 13 ноября 1926), актриса и режиссёр Большого драматического театра
Внебрачные дети:
- Сын — Евгений Владиславович Волков (род.1954), доцент кафедры астрофизики СПбГУ.
- Сын — Дмитрий Алексеевич (Владиславович) Исаев (род. 23 января 1973), актёр театра и кино[6][7]
- Сын — Илья Владиславович Коврижных (род. 15 января 1981), актёр театра и кино
- В начале 90-х годов ХХ века у Стржельчика родился ещё один ребёнок, сын. Вместе со своей матерью он присутствовал на прощании с отцом.
До войны, до рождения дочери Марины, у В. Стржельчика родилась дочь, которая долгое время после войны работала продавщицей в Пассаже.
Адреса в Ленинграде[ | ]
- 1921—1950-е — улица Гоголя, 8
- 1950-е—1971 — Бассейная улица, 59
- 1971—1990 — Бассейная улица, 47
- 1990—1995 — Петровская набережная, 4