Россия, Волжский, Пушкина
Телефон:
+7 (844) 356-93- Показать номер
Пн-чт: 08:30—17:00; пт: 08:30—17:30
whatsapp telegram vk email

«В моем горле — целое состояние»: деньги, женщины и машины Муслима Магомаева

Творческое наследие Муслима Магомаева

/

За бархатный голос его называли “бакинским соловьем”, за романтическую манеру пения — “советским Фрэнком Синатрой”. Ему прощали длинные волосы, галстук-бабочку, рискованные по тем временам английские и итальянские песни. О нем мечтали молодые девчонки. О нем грезили зрелые женщины. Его песни вызывали восторг, слезы, умиление.

«Он» – это Муслим Магомаев. Сегодня, спустя 40 дней после смерти певца вспоминают близкие ему люди: автор хита “Королева красоты” поэт Анатолий Горохов, редактор Всесоюзного радио Татьяна Александрова и актриса Наталья Кустинская.

— Муслима привела к нам на радио в 1964 году жена Арно Бабаджаняна — Тереза, — рассказывает Анатолий Горохов, возглавлявший на Всесоюзном радио отдел советской песни и эстрады. — Он сел за рояль, спел каватину Фигаро. Я следом сел за инструмент, исполнил баритоном голосовой романс. Муслим опешил…

Молодой певец из Азербайджана не знал, что у Анатолия Горохова была за плечами консерватория. Его голос называли самым радиофоничным на радио. В середине шестидесятых врачи посоветовали вокалисту сделать передышку, и Анатолий взялся вести на радио программу “После полуночи”.

— У нас с Магомаевым было много общего, неудивительно, что вскоре мы подружились. Бывало, споря, мы бродили по набережным Москвы до самого утра. Когда Муслиму предстояло выступать в Зале имени Чайковского, он попросил вместе с ним прослушать акустику зала. Вскоре желающих попасть на его концерты оказалось столько, что поклонники снесли входную дверь в Московскую филармонию.

В минуты откровения Муслим показал другу мелодию, которую написал еще в детстве. И Анатолий Горохов с ходу написал к ней стихи. Так появилась песня “Соловьиный час”. Потом они совместно написали еще с десяток песен, среди которых были “Шахерезада”, “Далекая — близкая” и “Рапсодия любви”.

— У Муслима тогда было туго с деньгами. Мне капали авторские, и я с ним охотно делился заработанным. И надо сказать, Муслим оказался очень благодарным человеком.

О популярности певца в то время можно судить по одному из удивительных случаев, о котором рассказал Анатолий Горохов:

— После концерта в Зале Чайковского мы договорились, что Муслим приедет ко мне в гости на проспект Мира. Его сольное выступление транслировалось по телевидению в прямом эфире. И вот Муслим, не переодевшись, во фраке, залетает в лифт, в полутьме путает кнопки. Звонит в дверь этажом ниже и слышит женский голос: “А вот и Магомаев к нам пожаловал”. Дверь открывается… И незнакомая женщина прямо на пороге падает в обморок. Как будто она увидела перед собой не живого человека, а привидение. Когда даму привели в чувство, Муслим, поняв, что ошибся дверью, извинился и бегом ринулся вверх по лестнице искать мою квартиру. Нашел. Мы сели за стол. Через полчаса слышим звонок в дверь. На пороге — соседка снизу. Она пришла убедиться, что появление Магомаева — не мистика, что ей ничего не привиделось. Выяснилось, что они с подругами сидели у телевизора, восхищались сексуальным голосом Муслима Магомаева, судачили, какой он интересный мужчина. Не прошло после трансляции концерта и десяти минут, как в дверь позвонили. Хозяйка возьми и брось фразу про именитого гостя. Открывает дверь, а тут стоит сам Магомаев — мечта миллионов женщин. Стоит ли удивляться, что дама лишилась чувств?

“Королева красоты” Муслима Магомаева

Конечно, красивейший и элегантнейший из мужчин не был монахом. В музыкальной редакции Всесоюзного радио Муслим Магомаев познакомился с симпатичной женщиной — Людмилой Каревой. Между молодыми людьми вспыхнула страсть, которая полыхала без малого десять лет.

— Я Милку в свое время взял на работу, — рассказывает Анатолий Горохов. — Отец у нее был известный композитор и аккордеонист Борис Фиготин. Но он ничего не делал, чтобы пристроить дочку на хорошее место. Однажды в Союзе композиторов у нас проходило мероприятие. Я вижу, на подоконнике сидит ревет девчонка из передачи “Доброе утро”. Выяснилось, что редакторша, с которой они постоянно не ладили, наговорила ей кучу гадостей. А у нас работы было невпроворот, я и пригласил ее к нам в отдел советской песни и эстрады.

Мила успела побывать замужем за музыкантом Каревым и развестись. В редакции она с большим энтузиазмом стала заниматься организацией концертов. На одном из них и познакомилась с Муслимом Магомаевым.

— Мила была очень способная, яркая, деятельная, — вспоминает редактор Всесоюзного радио Татьяна Александрова. — Небольшая полнота была ей к лицу. Шарм от нее исходил прямо за версту. У нас на этаже ее звали Брунгильдой. Она напоминала скандинавскую богатыршу, одну из валькирий. Конечно, все мы знали, что у нее роман с Муслимом Магомаевым. По тому, как она была причесана, можно было сразу определить, где находится певец — в Москве или на гастролях. И когда Мила приходила на работу прямо из парикмахерской, было ясно, что сегодня всеобщий кумир возвращается с гастролей.

Все записи на радио Муслима Магомаева того периода делались только с участием Людмилы Каревой. С коллегами она делилась, какой Муслим роскошный любовник и великодушный человек.

— Как раз в это время композитор Арно Бабаджанян принес на радио ритмичную мелодию и обратился ко мне: “Хочу такую… пахучую песню…”, — рассказывает Анатолий Горохов. — Композитору виделась будущая песня в стиле: “А ты ушла, моя Маруся…” Я хотел было отказаться от “песни с неким душком”, но меня обступили — с одной стороны Тереза Бабаджанян, с другой — сам Арно. Решил попробовать. На глаза мне попался привезенный кем–то из–за границы глянцевый журнал, где на обложке была изображена знойная кубинская красотка — победительница диковинного для нас тогда конкурса красоты. Я подумал, что влюбленных–то в мире — море и для каждого молодого человека его девушка — королева красоты. И родились строчки: “По переулкам бродит лето…” Песню доверили исполнить Муслиму Магомаеву.

— Я помню, как мы записывали “Королеву красоты” на радио, — продолжает вспоминать Анатолий Горохов. — Муслим пел в аппаратной за стеклом. Снаружи, у пульта звукорежиссера, стояла Мила Карева. Всем присутствующим было понятно, что он пел только для нее. Людмила была его “королевой красоты”. Надо было видеть в это время лица влюбленных!

По итогам конкурса “Лучшая песня 1965 года” песня “Королева красоты” оказалась в ряду победителей.

Благосостояние Муслима к тому времени позволяло им с Милой жить в самых роскошных гостиницах. Но, бывая в Баку, певец старался снять квартиру. В восточном городе с неодобрением относились к внебрачным связям.

— Бывало, Милка исчезала, — рассказывает Анатолий Горохов. — Потом мне Муслим звонил из другого города: “Слушай, Толя, прикрой Людмилу, она со мной, на гастролях”. Я сколько мог отмазывал Милку. Но потом она уволилась, стала на Центральном телевидении режиссировать выступления Муслима Магомаева.

Что развело яркую пару после десяти лет гражданского брака, остается только догадываться. В редакции Всесоюзного радио судачили, что Мила страшно ревновала певца, за которым девицы на гастролях ходили толпами. В отместку за интрижку она изменила Магомаеву с другим артистом, забеременела. Муслим узнал и прекратил с Милой всяческие отношения.

— Вскоре с маленьким сыном на руках, носящим двойное имя Даниил–Муслим, Людмила уехала сначала в Израиль, а потом перебралась в Америку, — рассказывает Татьяна Александрова.

Минские каникулы

Будучи на гастролях в Белоруссии, Муслим Магомаев увидел на сцене красавицу–блондинку Наталью Кустинскую, блиставшую в фильме “Три плюс два”.

— Мы встретились с Муслимом в Минске. Я выступала с программой, где рассказывала о фильмах, в которых снималась, показывала фрагменты, пела песни, — делится с нами Наталья Николаевна. — С трио музыкантов мы давали по три-четыре концерта в день. В один из гастрольных вечеров я еле доплелась до своего номера. Только прилегла на кровать, как раздался звонок. Коллеги-музыканты говорят: “Наташа, спускайся в ресторан, Муслим Магомаев всю нашу группу пригласил на ужин, ждем только тебя”. Я решила отказаться, устала. Через пять минут пришел посланец с просьбой: “Муслим лично просит вас спуститься вниз”. Собралась, причесалась. Присаживаясь на свободный около Муслима стул, бросила устало: “Здрасьте”. Он возмутился: “А почему вы со мной здороваетесь, как со швейцаром?..” Я в ответ “показала зубы”: “А как я должна здороваться?”

Потом Наталья с Муслимом не могли наговориться… Певец удивлялся, насколько плотный у актрисы концертный график. И красавица, которую называли “советской Бриджит Бордо”, не заметила, как поведала новому знакомому о самых сокровенных моментах своей жизни. Общение так увлекло обоих, что они не заметили, как стало светать.

— На следующий день мы выходили из гостиницы, и толпа девушек бросилась нам навстречу. С Магомаева сорвали галстук, с пиджака оторвали все пуговицы. Когда нам удалось скрыться в машине, он признался: “Боже мой, как мне надоели эти девицы, как я устал от их преследований”. Муслим хотел иметь семью, свой дом, детей. Он был очень искренний и трогательный человек.

Серия концертов Магомаева в Минске закончилась. Музыканту с квартетом “Гайя” пора было уезжать в Прибалтику. Но он решил задержаться в Белоруссии. Из-за красавицы Натальи.

— Муслим отменил гастроли, я продолжала работать каждый день. После выступлений вечерами мы садились с ним за рояль, в четыре руки наигрывали мелодии. Он был очень талантливый музыкант и роскошный мужчина: безумно красивый и элегантный. Мне доставляло огромное удовольствие с ним общаться.

Муслим в свою очередь признавался: “Наташа, я видел женщин красивее тебя, почему же я не могу от тебя взгляд оторвать?” Очарованный актрисой, он ревновал ее ко всем мужчинам, с которыми Наталья общалась по работе. Музыкант не пропускал ни одного выступления Кустинской. Наташа выходила на сцену, певец стоял за кулисами.

— Я говорила ему: “Муслим, ты только не показывайся на публике, иначе сорвешь мне концерт, все будут скандировать только твое имя и вызывать на сцену”.

Но музыкант не выдерживал. Он так хотел быть рядом с Натальей, что в конце программы садился за рояль и начинал ей аккомпанировать. На два голоса они пели песню Раймонда Паулса из фильма “Три плюс два”: “Пусть говорят, что любовь — это яд…”

“Ведь не любить — значит не жить…” — вторили зрители из зала. Влюбленные не замечали никого вокруг, они пели друг для друга. А потом, взявшись за руки, шли бродить по сонному городу.

— У нас были очень светлые, абсолютно платонические отношения, — продолжает рассказывать Наталья Кустинская. — Я, бывало, обижалась по пустякам, убегала от Муслима в гостиницу. На следующий день, увидев меня, он подхватывал меня на руки, кружил и говорил: “Наши отношения — “укрощения строптивой”. Помирившись, мы отправлялись в один из загородных ресторанов, где Муслима не могли достать многочисленные поклонницы. В пять утра я боялась идти в номер мимо дежурной и просила Муслима меня проводить, и он с детской непосредственностью признавался: “А я тоже боюсь, Наташа”. Он был очень скромный, честный, просто необыкновенный человек.

— Муслим предлагал вам руку и сердце?

— Предлагал, и не раз. Мы спускались по лестнице рука об руку, и он постоянно напевал марш Мендельсона. Муслим был свободен, а у меня был жених — дипломат Олег. Из–за меня он оставил семью, я не могла его предать… К сожалению, нам с Муслимом пришлось расстаться, — с грустью говорит Наталья. — Он мне звонил еще три года. А потом я узнала, что он женился. Я была очень рада за него: Тамара Синявская — очень красивая женщина и талантливая певица. Я искренне желала им счастья.

Последнюю встречу с Муслимом Магомаевым Наталья Кустинская запомнила очень хорошо. К тому времени она была уже замужем за космонавтом Борисом Егоровым.

— Нам прислали рыбу из Якутии, и мы приехали в аэропорт, во “Внуково”, забрать посылку. Борис задержался около дежурной. Я зашла в депутатскую комнату, увидела посредине зала Муслима, и меня будто током ударило… Я стояла, не в силах сдвинуться с места. Это теперь я понимаю, что нужно было, как подобает светской женщине, подойти, сказать: “Здравствуй, Муслим, я так давно не видела тебя, познакомься, это мой муж”. Но тогда я так растерялась, что просто кивнула головой… Он тоже смешался. Пока мы забирали рыбу, Магомаев исчез. Потом я заглянула в маленький кинозал, где стояло пианино. За инструментом сидел Муслим, наигрывал песню, которую написал для меня в ту далекую гастрольную поездку в Минске. Как сейчас слышу его нежный голос: “Если подаришь мне свою любовь…” Как я корю себя, что тогда не подошла к Муслиму в аэропорту. А теперь уже ничего не исправишь.

“Иностранка”

В 80-е годы пути Муслима Магомаева и Анатолия Горохова разошлись.

— Я ушел с радио, стал делать большие эстрадные программы, новогодние елки для разных залов и городов, — рассказывает поэт. — Муслим после женитьбы на Тамаре Синявской стал все больше времени проводить в семье.

А Людмилу Кареву Анатолию довелось увидеть еще лишь однажды.

— В 1988 году Мила приехала из Нью–Йорка на похороны своего отца — Бориса Фиготина. С ней был юноша, очень высокий и белокурый. Она называла его Даней. Знаю, что за границей она не бедствовала. Одно время Мила работала диктором на радио Свободы, на телевидении в отделе писем. А потом у нее был стабильный доход от двух доходных домов.

В эмигрантских кругах знали, что писатель Сергей Довлатов, общавшийся с Людмилой Фиготиной, списал с нее образ Маруси Татарович в своем рассказе “Иностранка”.

Маруся у Довлатова — “девушка из хорошей семьи, у которой был в детстве рояль, цветной телевизор и даже собака. Она была замужем и развелась. А потом на Марусином горизонте возник знаменитый эстрадный певец Бронислав Разудалов, который в шестидесятых годах был популярнее Хиля, Кобзона, Долинского. У них получилось что–то вроде гражданского брака. Но вскоре Маруся заметила, что жизнелюбие Разудалова простирается слишком далеко. Она страдала от ревности. Через год у нее родился мальчик”.

Судя по всему, Людмила слишком охотно рассказывала за границей о своем знаменитом гражданском муже. В рассказе певец Разудалов является отцом Марусиного сына Левушки.

Могло это случиться в реальной жизни?

Друзья и знакомые отмечают благородство, честность и порядочность Муслима Магомаева. Они уверены, что он никогда бы не стал отказываться от своего сына, более того, гордился бы им. Между тем певец часто подчеркивал, что его единственный ребенок — это дочь Марина от первого, раннего и скоропалительного брака с однокурсницей Офелией.

* * *

Последний раз Анатолий Горохов видел Муслима Магомаева год назад. Певцу понадобилась для своего сайта запись их совместной песни “Тревога рыбачки”, и поэт вызвался привезти диск Муслиму на дачу, на Николину Гору.

— Я приехал раньше назначенного срока, — рассказывает Анатолий. — Чтобы не беспокоить Муслима, стал бродить по саду. Потом он меня спросил с обидой: “Это ты ходил под окнами? Что ж ты сразу не позвонил или мы с тобой не друзья?”

А вскоре стало известно, что великий баритон умер.

За прекрасных дам!

— Когда в Ялте мы выступали, толпа окружила зал — ну не получается вый-ти, и все тут, — вспоминал Магомаев обычную ситуацию. — Я предложил выбираться через окно моей гримуборной. До земли было метра три с половиной, внизу газон… Без промедления я сиганул вниз, за мной — помощник… Так и сбежали. Я наловчился. Если концерт проходил во Дворце спорта, прямо внутрь загонялась машина, если на стадионе, на автомобиле делали круг — и фьють!

В 19 он пел в Кремле, а в 31 сенсационно стал народным артистом Советского Союза. Разумеется, сам Магомаев чувствовал свое величие и не мог игнорировать интерес со стороны женщин. До второго брака с артисткой Большого театра Тамарой Синявской (в сериале ее играет Ирина Антоненко), как признавался сам, «монахом не был».

Его первой женой стала девушка по имени Офелия, однокурсница по Бакинскому музыкальному училищу (в сериале — собирательный образ в исполнении Светланы Устиновой). 19-летний Муслим оформил отношения с красивой восточной девушкой втайне, поскольку родня Магомаева ранний брак не одобряла. Вскоре у пары родилась девочка, назвали Мариной — это единственная дочь артиста, сейчас ей 58 лет. Бешеную популярность и отсутствие мужа Офелия выдержать не смогла, брак распался через год. Потом был холостяцкий период — с бесконечными гулянками и гостеприимными полянами, на которые и уходили баснословные гонорары артиста.

— До женитьбы на Тамаре Ильиничне (Синявской) я снимал в гостинице «Россия» большой люкс из пяти комнат, где принимал порой по полсотни человек ежедневно, — уверял Магомаев.

На это время пришелся и гражданский брак с Людмилой Каревой, музыкальным редактором Всесоюзного радио. Пара прожила вместе недолго. А потом певец встретил ту, которую считал женщиной всей жизни.

image Народный артист СССР Муслим Магомаев с супругой, оперной певицей Тамарой Синявской. Фото: Globallookpress

С Тяпой, как ласково называл вторую жену певец, Магомаев познакомился в 1972 году в Баку, куда девушка приехала на декаду русского искусства. Познакомил их поэт Роберт Рождественский. С тех пор Муслим Магометович и Тамара Ильинична и не расставались. Расписались в 1974 году, прожили вместе до кончины артиста в 2008 году. Наследников у них не было.

Разумеется, не обошлось без «детей лейтенанта Шмидта». Совсем недавно риэлтор из Смоленской области Ирина Короткова объявила, что была любовницей Магомаева: якобы познакомилась с мэтром в 1993 году, а потом родила ему дочь Веронику, которой теперь 24 года. С этой легендой и Короткова, и ее дочь приходили в шоу «На самом деле». Тест ДНК и детектор лжи псевдородственники не прошли.

больше по теме

У Муслима Магомаева обнаружился внебрачный сынВ студии программы «Пусть говорят» появился некий Андрей Катков вместе со своей мамой. Женщина заверила зрителей, что интимная связь с артистом у нее была в Баку.

На сцене и в жизни

После ухода из жизни Муслима Магомаева чем заняты ваши будни?

Раньше у меня были будни, занятые моей любимой работой, и были праздники, занятые любимой семьей. Сейчас у меня остались только рабочие будни. Они состоят из походов в институт, в котором я преподаю и заведую вокальной кафедрой.

Тамара Ильинична, вы и сегодня удивительно красивая, обаятельная, яркая женщина. Ясно, что миллион мужчин за вами ухаживают по сей день…

Я никогда никого, кроме Муслима, не видела. Да мне и неинтересно было, ухаживают за мной другие мужчины или не ухаживают. С почтением относятся – да. А другого отношения мне и не нужно было.

Тамара Синявская, 1986 г. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

— Многие драматические артисты признавались, что если в жизни с партнером по сцене отношения плохие, то сыграть с ним любовную сцену очень сложно. Расскажите немного про оперную «кухню». Например, если партнер был вам чисто по-человечески несимпатичен, тяжело петь ему признание в «любви»?

Я не могу сказать «тяжело». Певец – он же идет на поводу у своего голоса. Когда поет и ему впереди си-бемоль брать надо, он будет об этом помнить, а не о том, любит он своего партнера или партнершу или нет. Голос от этого мало зависим. А вот если погода изменилась – все, уже немножечко голос может звучать по-другому.

Хотя в принципе желательно, чтобы партнеры хотя бы симпатизировали друг другу. Очень трудно петь с человеком, который тебе неприятен в жизни. Но все бывало. И тогда я докручивала себя, придумывала про партнера массу хорошего, разыскивала в нем это… Это и есть профессионализм.

Статья по теме

Ссылка на основную публикацию
Похожее