- 15 Апреля, 2020
- Искусство
- Леоненко Диана
Мечтай так, как будто будешь жить вечно. Живи так, как будто умрешь завтра.
21 июня 1962 года родился один из самых популярных певцов, и он остается образцом для подражания даже после своей смерти. Поклонники вспоминают его как известную рок-звезду, а друзья — как обычного парня с гитарой посреди коммунальной квартиры. Но, несмотря на это различие, все знают, что Цой — символ свободы и протеста. И его песни — это крик души. В данной статье представлена информация о биографии, национальности Виктора Цоя, творчестве и личной жизни музыканта, о неизвестных и интересных фактах. Развеем мифы и слухи.
Краткая биография Виктора Цоя
Жизнь великой звезды описана на многих сайтах, в разных вариациях, но вот основные факты:
- В теплый летний день родился мальчик, которого потом назовут Витей. Всю оставшуюся жизнь он был единственным ребенком в семье и все детство провел с матерью, учительницей физкультуры. Валентина Васильевна воспитывала сына одна, но ей помогал дед Цоя — Василий Филимонович Гусев.
- С 1974 по 1979 год он учился в художественной школе, где начал изучать и развивать свои навыки в написании песен и стихов. Позже он поступил в школу, где учился на резчика по дереву, занимался боевыми искусствами и вырезал фигурки нэцкэ, так как очень любил культуру Востока.
- с 1980 года и до самой смерти его музыкальная карьера процветала, его песни глубоко западали в душу поклонников и близких ему по духу людей. Он создает собственную музыкальную группу, пишет стихи и песни, проводит многочисленные «квартирные гастроли», получает награды и т. д.
- В 1985 году Виктор Цой получил образование и женился на Марианне. Но их судьбы не сложились, они расстались в 1987 году, и он уехал к Наталье Разлоговой, переехав в Москву. Но официально брак не был расторгнут.
- В августе 1985 года у Виктора родился сын Александр.
- В 1986 году Виктор Цой и Сергей Фирсов начали работать кочегарами в Камчатской котельной, чтобы их не преследовали за тунеядство, пока в 1989 году Юрий Айзеншпис не стал продюсером группы «Кино», что подняло популярность Цоя на новую высоту, поскольку выступления коллектива стали показывать по Центральному телевидению Советского Союза.
- Цой также начал сниматься в кино. Это такие фильмы, как » Йя-хха»(короткометражка), «Асса», «Скала», «Игла». Фильм «Игла» и альбом «Группа крови» были выпущены примерно в одно и то же время в 1988 году. Именно после этих событий, приближаясь к концу своей жизни, Цой стал настоящим кумиром молодежи. Молодые люди одевались, стриглись, читали книги и шли против правил, как их кумир. Группа к тому времени уже собирала на своих концертах тысячи и десятки тысяч слушателей.
- 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автомобильной катастрофе.
Множество подробных фактов о биографии Виктора Цоя указаны в Википедии.
Смерть
15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе.
Цой разбился в ДТП на тридцать пятом километре латвийской трассы Слока – Талси неподалеку от города Тукумс, возвращаясь с отдыха в Прибалтике. Его автомобиль врезался в пассажирский автобус марки «Икарус», водитель которого не пострадал. По официальной версии, Цой от переутомления заснул во время управления транспортным средством.
Долгое время ходили слухи, что музыкант не заметил поворота, так как менял кассету в автомагнитоле, однако подтверждений таким утверждениям не нашлось. Причина смерти до сих пор будоражит российское общество.
Гибель певца стала шоком для страны. 19 августа 1990 года на его похороны в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище собрались тысячи людей. Многие фанаты не смогли принять известие о смерти кумира, покончив жизнь самоубийством.
После смерти музыканту установили большое количество памятников в разных странах мира. Одна из главных скульптур, которая изображает рок-исполнителя сидящим на мотоцикле, установлена в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, напротив кинотеатра «Аврора».
На 35-м километре шоссе Слока — Талси, где случилась смертельная авария, также установили монумент высотой 2 метра 30 сантиметров. За основу скульпторы выбрали одну из самых популярных фотографий музыканта, на которой он запечатлен со скрещенными руками.
Скульптор Амиран Хабелашвили и художник Руслан Верещагин, создававшие памятник, решили навечно зафиксировать знаменитые строки Цоя о смерти и любви из песни «Легенда»:
«Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…».
Какой национальности был Цой?
Много обсуждаемой темой, как при жизни, так и после смерти Виктора Робертовича, был вопрос: «Какой он национальности?». Отвечая на него, фанаты начинают удивляться, кричать, размахивать руками: «Как? Как ты можешь не знать?». Но многие люди просто наслаждаются песнями, когда слушают, и даже не задумываются. Только увидев портрет звезды, задаются вопросом об его принадлежности к русским. Да, он не чистокровный русский, это видно по его лицу, цвету кожи и необычным темным и вьющимся волосам. По материнской линии он русский, по отцовской — кореец.
«Восьмиклассница»
Несмотря на только начинавшийся расцвет карьеры, из упоминаний в биографии Виктора Цоя о личной жизни (Википедия это подтверждает) — первая из его любовных песен, посвященная одной знакомой, Дженни Аснес, в то время она была студенткой первого курса. А познакомил их художник Андрей Медведев, который был не только лучшим другом Цоя, но также являлся человеком, который занимался с Дженни.
Много лет спустя она вспоминала, что в 15-летнем возрасте узнала про Цоя, они общались, но ничего большего между ними не было, так как оба считали, что 5-летняя разница в возрасте слишком велика. Лишь спустя много лет Андрей принес ей кассету с песней и рассказал о том, что Цой посвятил эту песню ей. Она постоянно опаздывала домой, но никогда не жаловалась на тройку по географии и не ходила с Цоем в кино, но Витя и не хотел, чтобы она догадалась, о ком эта песня, поэтому придумал некий образ, на тот момент обобщенный и актуальный, что и зацепило многих.
С чего все начиналось
Цой вообще никогда не выделялся бурной тусовочной жизнью. В начале своего пути к известности и славе это был обычный молодой человек, в котором абсолютно не угадывался будущий рок-кумир миллионов. Напротив, по воспоминаниям современников, он был скорее замкнутым, закомплексованным в себе юношей. Причинами этих комплексов были и необычная, отличающаяся от всех внешность, и образование пэтэушника.
В начале 80-х Цой был обычным советским парнем, который, как и все, жил студенческой жизнью с весельем и посиделками до утра, но все равно никогда не чувствующий себя в них своим. Еще начиная с раннего детства, Виктор ощущал излишнее внимание окружающих. Он с истериками ходил в детский сад, да и в школе ситуация была не лучшей: его дразнили японцем и желтолицым. Все это не вело к формированию уверенного в себе человека, и впоследствии отозвалось замкнутостью и стеснительностью.
Виктор любил оставаться в тени и наблюдать за окружающими, не привлекая к себе внимание. А потом начал постепенно писать стихи и подбирать к ним аккорды. Первой гитарой, которую он взял в руки, была гитара отца. Он показал ему, как подбирать пару аккордов. А дальше в содействии посторонних Цой не нуждался, потому что чувствовал себя в музыке, как рыба в воде.
Он сменил несколько учебных заведений: сначала это было художественное училище им. Серова, из которого его впоследствии исключили, потом ПТУ, где он учился на резчика по дереву. Из него Цой вышел со справкой об окончании вместо диплома. В этом учебном заведении и ныне хранится недоделанная работа певца. Но единственное, с чем Виктор не расставался уже в те годы, и с чем он чувствовал себя на своем месте – это гитара и песня.
«Когда твоя девушка больна»
Гитарист уже сформировавшейся к тому времени группы начал встречаться со Мариной Смирновой. Она часто болела, как вспоминает сама, и Юре постоянно приходилось менять посиделки с друзьями на уход за девушкой, что очень расстраивало друзей. Тогда Цой написал песню, посвященную Марине. Не обошлось в ней и без иронии, даже небольшой насмешки и издевки, но Марина лишь смеется над этим. Могло показаться, что они враждовали из-за этого, но на самом деле были достаточно близки. При съемке очередного фильма с участием Цоя ему предложили самому выбрать девушку для главной роли, и он без сомнения ответил: «Конечно же, Марина!».
«Малыш»
До сих пор неясно, кому же тогда посвятил данную песню Цой. Многие предполагают, что она посвящена бывшей жене, из-за тягости разлуки он написал ее, чтобы выразить те чувства, которые не мог сказать в живую. Многие предполагают, что песня написана в честь девушки, о которой часто говорят, когда рассказывают о личной жизни Виктора Цоя. Некоторые считают, что песня посвящена его последней любви — Наталье Разлоговой. Но сам музыкант никогда не объяснял смысл своих песен, и тем более адресатов, так как считал, что объяснять песню — все равно, что объяснять смысл анекдота — несмешно и глупо.
Творчество
Биография Цоя достаточно разнообразна как в плане детства, образования, личной жизни, так и в плане творчества:
- Примерно в 70-80-х годах Цой сближается с солистом на тот момент довольно известной группы «Пилигрим», Алексеем Рыбиным. Вместе они отправились к Майку Науменко и Андрею Панову, чтобы провести свой первый квартирник и понаблюдать за репетицией другой, не менее популярной панк-группой «Автомат удовлетворительно».
- Набирая понемногу популярность, группа едет в Москву, где выступает на квартирнике Артемия Троицкого.
- Цой не брезговал выступать в метро, электричках и других общественных местах. Так в один из дней его замечает Борис Гребенщиков, который предлагает ему совместное сотрудничество, что благополучно повлияет на его карьеру.
- Гитариста в скором времени забирают на службу в армию, в связи с чем группа меняет название на «Кино», и под руководством Бориса Гребенщикова записывает свой первый альбом, в нем принимала участие и группа «Аквариум».
- Вскоре группа «Кино» дала свой первый концерт на фестивале рок-клуба.
- Летом 1982 года был закончен первый альбом «Сорок пять минут», к нему прилагался бонус-трек «Я — асфальт», который по неизвестным причинам решили не включать в официально выпущенный альбом.
- Осенью Виктор решает сделать совместные песни с группой «Зоопарк», где были записаны также треки, считающиеся неизвестными (всего было четыре издания).
- 19 февраля 1983 года состоялся совместный концерт «Кино» и «Аквариума». Они произвели настоящий фурор необычными костюмами, амбициозной игрой на сцене, чем приглашенные специальные гости и обычные зрители были довольны.
- Из-за разногласий между Цоем и Рыбиным приходится заменять гитариста на нового и обучать его целое лето подстраиваться под настрой группы. Для пробы они с Каспаряном записывают альбом «Сорок шесть», который кидают на пробу некоторым людям. Но альбом очень быстро распространился и стал восприниматься, как полноценный выпуск.
- После записи альбома Цой попадает в психиатрическую больницу, где скрывается от армии целых полтора месяца, но после выхода записывает песню о своих воспоминаниях, которая называется «Транквилизатор».
- Весной они выступили на втором рок-клубном фестивале, где группа получила награду, а песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» была признана лучшей антивоенной песней.
- Летом 1984 года начинается запись альбома «Начальник Камчатки».
- Весной 1985 года Виктор попытался написать новый альбом, уже с применением новой техники игры и новым течением мысли, но альбом не вышел, тогда он берется за создание песни «Это не любовь». К осени она уже готова.
- Летом группа в полном составе уезжает сниматься в кино о своем творчестве и жизни, как публичной, так и скрытой.
- Позже Фирсов и Цой начинают работать в котельной, якобы кочегарами, чтобы их не привлекли за тунеядство и пропагандизм, но, как известно многим, в этой котельной выросло множество успешных певцов и музыкантов.
- Весна 1987 года была одним из удачливейших времен для группы. Они записывают множество новых альбомов, снимаются в фильмах, которые уже официально будут показывать по советским каналам, удостаиваются многих наград, ездят не только по России с концертами, но даже за границу.
- Осенью 1987 года Виктор улетает в Алматы на съемки своего последнего фильма «Игла», в связи с чем группа временно прекратила свою деятельность и выступления на публике.
- В 1988 году были выпущены фильм «Игла» и последний альбом «Группа крови».
Очень подробно описана биография Виктора Цоя в Википедии, но все же есть факты, которые там упущены.
«Кино»
Созданная Цоем группа «Кино» очень быстро стала популярной на ленинградских квартирниках. Это такие небольшие концерты, которые проводились в обычных квартирах. В непринуждённой обстановке проходило тесное общение исполнителей с аудиторией слушателей. Приобретая известность, Цой и Рыбин стали ездить на квартирники в Москву. В одну из таких поездок в электричке они играли на гитаре, и ребят услышал Борис Гребенщиков. При его содействии группа «Кино» вступила в знаменитый Ленинградский рок-клуб.
Музыканты группы «Аквариум» и Борис Гребенщиков помогли коллективу «Кино» записать свою первую пластинку под названием «45» (такое название она получила потому, что продолжительность записей на пластинке как раз составляла 45 минут).
К 1984 году поменялся состав группы «Кино», Рыбин и Валинский покинули коллектив, вместо них пришли новые музыканты:
- на гитаре играл Юрий Каспарян;
- на бас-гитаре Александр Титов;
- на барабанной установке Георгий Гурьянов (Густав).
В новом составе группа записала свой второй альбом «Начальник Камчатки», так называлась котельная, на которой Цой работал кочегаром. Помимо этой профессии Виктор освоил и уборщика в бане, спасателя на пляже. Но всё это было как бы для записи в трудовой книжке, что где-то работал. А смысл всей жизни заключался только в музыке. Он писал, писал и писал песни. И они не были спекуляцией на модные темы. Все музыкальные композиции Цоя лёгкие, немного романтичные, в какой-то степени неформальные, но все до единой стоящие и настоящие.
В 1984 году в Ленинграде проводился второй рок-фестиваль, группа «Кино» выступила на нём и стала сенсацией. В следующем году на таком же фестивале коллектив только закрепил свой прошлогодний оглушительный успех.
Музыканты группы «Кино» начали трудиться над записью своего очередного альбома, которому было дано рабочее название «Ночь». Но работа затянулась, и вместо «Ночи» вышел другой магнито-альбом «Это не любовь», имевший на всей территории СССР невероятный успех.
В конце осени 1985 года в коллективе произошло ещё одно изменение: на бас-гитаре вместо Александра Титова стал играть Игорь Тихомиров. Такой состав сохранился до конца существования группы «Кино».
Популярность группы росла, во всех дворах Советского Союза подростки брынчали на гитаре песни Цоя.
А Виктора стали приглашать режиссёры для съёмок в своих картинах. Он снялся в фильмах:
- «Конец каникул»;
- «Асса»;
- «Игла».
После выхода на экраны фильма «Игла» и альбома «Группа крови» в стране началась настоящая «киномания». Популярность коллектива перевалила за границы Советского Союза. Альбом «Звезда по имени Солнце» сделал Виктора Цоя и группу «Кино» бессмертными.
В 1989 году концерты группы «Кино» прошли во Франции и США.
В июне 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и его коллектива в Москве на Олимпийской арене Лужники.
Интересные факты о жизни
Если просмотреть в Википедии биографию Цоя, то можно найти достаточно любопытные факты о жизни и предпочтениях певца:
1. Рост Виктора был целых 184 сантиметра.
2. Цой обожал черный и желтый цвета. Желтый он считал символом вечности, а черный — сдержанности и спокойствия.
3. Первую гитару завода имени Луначарского Вите подарили родители в пятом классе.
4. Больше всего Виктор не любил зиму, считал ее злой хозяйкой судьбы, предвестницей бед и временем разлук.
5. В кругу семьи и близких друзей Цой был замкнут и застенчив, но, выйдя на сцену, сближался со слушателями, проявлял свои амбиции и обнажал полностью свою душу перед ними.
6. Всего Цой написал около трехсот песен за всю жизнь.
7. Сын Цоя тоже стал достаточно известным и успешным человеком. Он не забывает о своих корнях, чтит память и часто рассказывает в интервью о своих родителях. Он тоже женился, стал популярным дизайнером, пробовал себя в творчестве и искусстве, и результат вышел довольно трудоемкий и ценный.
8. В юности Цой рисовал плакаты Джима Моррисона, The Beatles и Джимми Хендрикса и продавал их.
9. Виктор Цой любил литературу. Он обожал перечитывать по несколько раз романы Достоевского, Булгакова, Набокова и восточных авторов, хотя многие не знали, что их кумир увлекался литературой, изучал социальные проблемы в творчестве не только музыкантов, но и известных авторов.
10. Когда в интервью Цоя попросили рассказать, почему же он выбрал такое название для группы, он лишь пожал плечами, смешно улыбнулся и ответил: «Кино» — вроде значимое и глубокосодержащее название, но в тоже время, оно ничего не значит, простое и приятное на слух». Он надеялся, что название будет вызывать у каждого различные эмоции, представления и воспоминания.
11. Биография Виктора Цоя о личной жизни содержит мало сведений, певец предпочитал музыку и свободу, а не межличностные отношения.
Творческий путь
В 1981 году Цой вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создал группу «Гарин и Гиперболоиды», которая стремительно стала набирать популярность. Однако после ухода Валинского в армию группа была переименована в «Кино», и уже 1982 году начинающие музыканты выпустили свой дебютный альбом «45».
Новое название группы оказалось счастливым, и на музыкантов обрушилась всесоюзная слава. Самыми популярными в тот период композициями стали «Алюминиевые огурцы», «Троллейбус», «Электричка».
В 1983 году свет увидел второй альбом группы под названием «46». На волне успеха «Кино» пришлось на некоторое время прекратить свою деятельность. Виктор Цой был призван в ряды Советской армии, но ему удалось избежать срочной службы. Если кратко, Цой совершил ложную попытку суицида, в результате чего попал в психиатрическую лечебницу. Выйдя из больницы, он вновь вернулся к творчеству.
Музыка приносила Цою удовольствие и самовыражение, но не финансовую независимость. Чтобы сводить концы с концами, известный певец работал кочегаром в котельной «Камчатка». Так появилось название третьего альбома — «Начальник Камчатки». Следом за ним последовало еще два альбома: «Звезда по имени Солнце» и «Группа крови», которые в рекордные сроки стали невероятно популярными.
Виктор Цой показал себя и талантливым актером, снявшись в картинах «Игла», «Асса», и даже получил титул «Лучшего актера года» по версии журнала «Советский экран» в 1989 году.
Позиция Цоя при жизни
Цой считал, что живет во время одинаковых людей, не имеющих собственного мнения и закрытых в своей голове, словно в тюрьме. Все, что он думал о нынешнем времени, он отражал в своих песнях, все свои эмоции и каждую свою частичку души. Главной ценностью для него являлась его жизнь, он не жалел о поступках и считал, что люди должны отвечать за свои слова и быть настоящими и искренними.
Он считал, что те, кто твердит о том, что они — часть крепкого общественного строя, не имеют даже понятия о том, где они живут, и как ими манипулируют. Для него не было понятия «государство», а лишь понятие «мир». Он считал жизнь интересной и непознанной вещью, а душу — олицетворением человека, сравнивал свое настроение с погодой, чтобы описать и докричаться до общества сквозь немую улыбку.
Его можно поистине считать великим человеком. Он первый, кто попытался внести перемены в жизнь, и, надеемся, что не последний. Множество цитат и выдержек из песен взяты за основу становления человека личностью, многие родители, даже воспитывая детей, приводят в пример его высказывания, что не может не являться одним из признаков почтения человека в качестве высокоморального и сильного. Но данной информации вы не сможете увидеть в биографии Виктора Цоя на Википедии или других сайтах, так как только спустя долгое время начала раскрываться истина.
Гибель Цоя
Виктор Цой погиб 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут в аварии. На тот момент ходило множество слухов и сплетен о его смерти, так как люди не могли поверить в случившееся и всячески отвергали факт потери такого молодого, такого талантливого человека.
Его современники на сегодняшний момент заговорили о том, что Цой обрел свой статус «вечного героя» лишь благодаря своей смерти, но истинные последователи считают это как минимум неуважением к умершему человеку.
Его бывший друг в небольшой промежуток времени после его смерти говорит о том, что Цой выполнил свой долг на этой Земле и ушел в наилучший мир. Спустя время он тоже умирает при загадочный обстоятельствах.
Спросите, что же значит «тоже»?
Ответ довольно прост: до сих пор многие эксперты, возвращавшиеся к изучению смерти звезды, в архивах не могли найти четкой причины аварии. Он заснул? Не было похоже. Менял кассету и не справился с управлением? Но кассеты не было в машине при осмотре. Был пьян или под действием наркотических средств? Экспертиза ничего не показала.
«Мистика?»- удивленно спросите вы. Но нет, никакой мистики в его жизни и смерти нет. Он был просто талантливый, честный, добрый и открытый молодой человек, с трагично оборвавшейся жизнью. В наше время много таких непризнанных творческих людей, пытающихся достигнуть той вершины, которой достиг Цой. Еще много лет память о нем и его музыке будет жить в сердцах людей.
Юрий Сапрыкин отзывался о группе «Кино» так: «Для меня группа «Кино» почему-то отчетливо связана с погодой: такими особенными зябкими и острыми днями, то ли на переходе из осени в зиму, то ли на грани между зимой и весной. Светло-серое небо, изморось, наледь, все скользит, сквозит и пронизывает. Написал это и понял, что картинка очень похожа на первые строчки «Звезды по имени Солнце». Наверное, это самое дорогое для меня чувство, связанное с музыкой «Кино», прохладная прозрачная ясность, движение куда-то, обещание чего-то.»
Личная биография Виктора Цоя в Википедия тоже пестрит различными упоминаниями скандалов между группой и бывшей женой исполнителя за право авторства песен после смерти солиста.
Последний день в Латвии
В рыбацком посёлке Латвии у домов нет номеров, только названия. Один из таких домов под названием «Зелтини» летом 1990 снимал Виктор Цой со своей гражданской женой Натальей Разлоговой и сыном от первого брака Александром. В тот роковой день 15 августа 1990 г. Виктор с Натальей засиделись за разговорами допоздна. Даже ранняя рыбалка, на которую собирался в тот день Цой, не смогла стать поводом лечь пораньше.
С Натальей Разлоговой Виктор познакомился в 1986 г. на сьёмках фильма “Асса”. Там она работала ассистентом. На момент их знакомства Цой уже был рок-кумиром советской молодежи и символом протеста существующего режима. Но и Разлогова не была простушкой. Цой познакомился с 30-летней журналисткой, блестящим лингвистом и эрудитом. Эта была высокообразованная, молодая, привлекательная женщина, в которую невозможно не влюбиться. Так и случилось: Цой был покорен умом и красотой, которые так гармонично соединились в одной женщине.
В 1:15 в латвийском домике Зелтини 15 августа 1990 г наконец-то погас свет. На столе осталась бутылка вина. Спустя несколько часов все будут гадать и высказывать вероятные причины смерти Виктора Цоя – кумира миллионов. И самой первой будет версия о том, что певец накануне употреблял спиртное. Но проведенная тогда экспертиза показала: в течение последних 48 часов Цой алкоголь не употреблял.
Опрос людей 21-го века о творчестве Цоя и логические выводы об актуальности проблем
Всего опрошено 50 человек.
Ответвопрос | Слушаете ли вы песни Цоя? | Знаете ли вы хоть одну из песен Виктора Цоя? | Считаете ли вы актуальными проблемы, отображенные в песнях Цоя? | Согласны ли вы с позицией музыканта? |
Да | 70 % | 85 % | 70 % | 70 % |
Нет | 10 % | 5 % | 5 % | 10 % |
Не могу ответить | 20 % | 10 % | 25 % | 20 % |
Из приведенных выше результатов можно понять, что достаточно большая аудитория слушает песни Виктора Цоя и по сей день. Первый и второй столбцы позволяют увидеть, что из опрошенных людей большинство знают о том, кто такой Виктор Цой и хотя бы раз в жизни слушали его песни.
Третий столбец позволяет проанализировать, что большая часть людей считает, что проблема с политической борьбой, призыв в песнях к борьбе с властным режимом — до сих пор является актуальной темой, что не может не опечалить. Но в тоже время воспоминания о великой звезде советского рока живы, не сгорают в памяти людей — это не может не радовать, так как множество людей выросло на его творчестве хорошими и честными, открытыми и бесстрашными. Некоторые люди слушали его песни (как видно из приведенного выше опроса), но, к сожалению, не помнят их, некоторые — не слушали вовсе. Но это не означает, что они не чтят прошлое и не знают о том, каким великим был этот человек.
Семейная жизнь
В 4:45 утра 15 августа Виктор Цой положил удочки в машину и уехал на ближайшее озеро. Чем дальше он отъезжал от дома, тем больше его окутывала тишина, в которой ему в последнее время удавалось побыть намного реже.
С приходом к власти Горбачева в стране повеяло духом свободы, и на многое из того, что раньше было запрещено, загорелся зелёный свет. В это время Цой участвовал в различных проектах и постоянно работал. Он активно снимался в кино, в том числе и в знаменитом фильме «Асса».
15 августа 1990 года в 11:05 Цой собирался с рыбалки домой. Улов был небогатым – всего пару рыбешек. Солнце уже хорошо припекало. Виктор сел за руль машины, думая о том, что сейчас с сыном Сашей он пойдет на море.
Сына певец боготворил. Начиная с трёх летнего возраста, он постоянно его брал с собой на отдых. И даже, когда первый брак стал трещать по швам, все равно постоянно забирал сына собой, и никогда без него не отдыхал.
Первой женой Виктора, короткая и родила ему сына, стала Марьяна Радованская – гримёр и администратор группы «Кино». Марьяна была старше Виктора на три года, и уже раз побывала замужем. Это не совсем нравилось родителям Цоя, в чем позже признавался отец певца. Проблемы начались сразу же после женитьбы: денег на жизнь катастрофически не хватало. Марьяна надеялась, что и после свадьбы Цой будет вести активную творческую деятельность, но ему хватало семейного очага.
Певец не стремился разрывать отношения до тех пор, пока в его жизни не появилась Наталья Разлогова. С первым браком было покончено, и Цой окончательно переехал из Ленинграда в Москву к новой возлюбленной.
Разлогова оказала большое влияние на Виктора Цоя. Она повлияла на формирование того образа, который помнят поклонники по сей день: образ темного одинокого рыцаря без страха и упрека.
Память в сердцах фанатов
Биография жизни Виктора Цоя не оставила никого равнодушным. Имя певца известно почти каждому человеку даже за пределами нашей страны, а его творчество до сих пор имеет актуальность не только среди взрослых людей, но и среди молодежи. Песни Цоя и группы «Кино» – это своеобразный бунтарский призыв. Каждый в сердце хочет перемен в жизни, цель песен — пробудить желание действовать и переменить мир. И даже у того, кто не являлся поклонником творчества группы «Кино», среди любимых всегда окажется две-три песни Цоя, которые он знает наизусть. Биография и творчество Виктора Цоя мало кого оставили равнодушным.
Множество современных произведений, включая книги, песни, стихи, рисунки, скульптуры, связаны с олицетворением свободы. Во многом это заслуга Виктора Цоя, он первый рискнул влить в общество понятие бунтарства и высказывания личного мнения, несмотря на все репрессии, которые пытались применить в его сторону. В Санкт-Петербурге, Москве, Карелии, многих других регионах можно во время обычной прогулки заметить граффити и различные изображения, выдержки из песен звезды.
Здесь жил Цой
Ровно 50 лет назад родился Виктор Цой. Легенда русского рока вырос и сформировался как яркая индивидуальность в Ленинграде. Однако по сей день многие связывают с именем Цоя только клуб-музей «Камчатку» — бывшую кочегарку в Петроградском районе, где он работал. А место рождения Цоя мало кому известно. В Интернете гуляют разные версии на этот счет. Факты проясняют фанаты музыканта. «Росбалт» приглашает всех поклонников творчества «Кино» прогуляться по «цоевским» местам в Петербурге — там, где прошли детство, отрочество и юность музыканта. Виктор Цой родился 21 июня 1962 года на юге Петербурга. Первый крик будущего певца раздался в стенах роддома Московского района, что на улице Кузнецовской, дом 25. Если доехать до петербургского СКК, то это здание будет через дорогу, на стороне Парка Победы. Сегодня там располагается Кардиоклиника, о чем издали сообщает крупная вывеска. Заглянем туда.
Оказывается, мы не первые «паломники». Девушка из регистратуры признается, что в клинику уже неоднократно наведывались какие-то «поисковые отряды». «Молодые люди осматривали здание и радостно рассказывали, что здесь родился Виктор Цой. После третьего раза мы уже и сами запомнили», — иронизирует сотрудница клиники. Однако в этом здании искать какие-либо архивы или записи о рождении Цоя сейчас не имеет смысла. Роддом просуществовал с 1938 по 1979 годы, потом здесь было парковое хозяйство, а уже 20 лет находится Кардиоклиника. Чтобы увидеть дом, где прошли детство и юность Цоя, нужно пройти через Парк Победы к Московскому проспекту. Еще издали виднеется шестиэтажный дом со шпилем — на углу Московского и Бассейной улиц (ул. Бассейная, 41/190).
Это здание в стиле знаменитого сталинского ампира считалось в 1960-1970-е годы элитным жильем. Однако Виктор жил в проходной комнате. Его родители переехали из этого дома только в 1990-е годы. Квартира, по словам поклонников лидера «Кино», находилась на лестнице №1. Однако никаких цоевских «опознавательных знаков» здесь тоже нет. С виду это типичная угловая парадная, и просто так туда не попасть — дверь заперта.
Остается довольствоваться осмотром местного двора. Он достаточно благоустроенный. Там есть место и гаражам, и детской площадке, и даже тренажерам под открытым небом. Дорожку возле парадной подметает женщина в оранжевой жилетке «Жилкомсервис №2 Московского района». На вопрос, знает ли она, что здесь жил Виктор Цой, женщина начинает отрицательно мотать головой, а на то, в курсе ли она вообще, кто Цой такой, с акцентом отвечает: «Ой, нет, такого парня не знаю». Ситуацию проясняет вышедший из соседней парадной мужчина, лет 50-ти (в голове проносится: он мог быть ровесником Цоя). Представляется — «Валерий» и точно указывает парадную, где жил Цой. На замечание, есть ли там мемориальная табличка, смеется: «В этом доме вообще жили многие знаменитости. Отсюда, например, олимпийские чемпионы по фигурному катанию. Можно все табличками увешать! А сколько депутатов с олигархами… Двор сразу преображается, как только депутат въезжает. Так новую спортивную площадку нам поставили. Другой депутат сквер благоустроил неподалеку, на улице Фрунзе (до этого там только разве бомжи гуляли), правда, потом этого народного избранника застрелили…» — рассказывает Валерий. Кстати, он сам с Цоем в этом дворе не встречался, поскольку в детстве жил в другой квартире, в Зеленогорске.
Девушка лет 25-ти, идущая по дворовой дорожке, подтверждает: в этом доме жил Цой. Екатерина признается, что знакома с творчеством группы «Кино», однако не является ее «рьяной фанаткой, как некоторые», после чего спешит на работу. Пожилая женщина оказывается более расположена к беседе. Выясняется, что пенсионерка также знает о связи дома с судьбой музыканта. Лидии Николаевне, живущей в Московском районе полвека, для этого указатели не нужны. Она частенько ходила через арку, что сразу под шпилем. «В этой арке видела надпись на стене — здесь с такого-то по такой-то годы жил Виктор Цой. Надпись много раз закрашивали — она опять появлялась», — объясняет женщина и указывает на желтую стену. Однако на этот раз надписи в узкой арке нет. Видимо, работники ЖКС постарались, а поклонники еще не успели восстановить «историческую справедливость» вандальным способом, поскольку законным это сделать им не удается.
Прощаясь с наблюдательной пенсионеркой, замечаю подростка с гитарой в чехле, который со скоростью света проносится через арку. Выйдем из двора вслед за ним. На улице рядом с домом стоит киоск с печатной продукцией. На удачу спрашиваю у продавца, есть ли газеты или журналы о Цое. «Нет, — отвечает она и, подумав, добавляет, — пока». Пройдя по Бассейной, видим дом №47, на фасаде которого сразу три мемориальных таблички. Они сообщают, что в нем в разные годы жили первый покоритель Эвереста Владимир Балыбердин, народные артисты СССР Владислав Владислав Стржельчик и Ефим Копелян. Таблички размещены на доме через каждые 20 метров, и никого это не смущает. Еще дальше по Бассейной есть другое здание, связанное с Цоем, — дом №53. Здесь вместе с одноклассниками он «тусовался», сочинял и наигрывал свои первые песни. Сам дом располагает: это длинная 12-этажка на «курьих ножках», под арками которой можно спрятаться от дождя, ветра или снега.
Вдоль дома идет молодой человек — студент Павел. «Кино» раньше слушал, теперь предпочитаю джаз», — делится он. На вопрос о том, не прошло ли время Цоя, отвечает: «Нет, молодежь его по-прежнему слушает. В связи с политической обстановкой некоторые песни «Кино» стали особенно актуальны, например, «Мы ждем перемен!». Возле «курьих ножек» сидят на перекуре трое мужчин в рабочих одеждах, они обсуждают чемпионат Европы по футболу: какое время — такие песни. Минуя этот двор, можно за пять минут выйти на улицу Фрунзе. Там, в доме 22 располагается школа №507 (бывшая школа №540), в которой преподавала физкультуру Валентина Цой, мама музыканта. Вслед за ней Виктор сменил не одну школу, но в этой учился в сознательном возрасте, с 1976 по 1977 годы (закончив восемь классов, он поступил в художественное училище им. Серова).
Однако здание школы летом закрыто. Завуч по учебно-воспитательной работе Мария Дмитриенко по телефону рассказывает, что за 22 года своей работы впервые слышит, что здесь учился Виктор Цой. «Думаю, вряд ли кто-либо из моих коллег знает об этом. В школе людей, которые по возрасту могли бы учить Цоя, не осталось», — говорит она. Хотя, по словам завуча, эти сведения о лидере группы «Кино» «интересны». После проверки данных педагогический совет может рассмотреть возможность размещения какой-либо информации или памятной доски, посвященной известному ученику. Пока подобных мемориальных мест в школе нет. Что говорить о простых учителях, если даже в пресс-службе Московского района удивляются. «А разве Цой жил не во Фрунзенском районе? Хотя роддом на Кузнецовской улице и расположен у нас, но наши районы граничат, поэтому легко могло произойти, что жил он все-таки в Купчино», — считают в пресс-службе Московского района. В пресс-службе Фрунзенского района отвечают однозначно: «Цой у нас не жил, но имеет отношение к району. Он часто приходил в квартиру своего друга и музыканта группы «Кино» Георгия Гурьянова, что на Будапештской улице. Она использовалась как репетиционная база». Эта версия совпадает с информацией поклонников Цоя, которые неоднократно обращались к изучению его судьбы в Ленинграде. Поскольку героя русского рока в администрации Московского района не признают за «своего», то районная администрация никакие торжества по случаю его юбилея сегодня не устраивает. Что касается установки мемориальной таблички, то воплощение этой идеи в пресс-службе не отрицают. Для этого в администрацию Московского района нужно направить официальное обращение от фанклуба или группы активистов. «Пока таких обращений к нам не поступало. Но прецеденты были — памятные доски по обращениям граждан устанавливали. Например, в честь героев войны — может быть, сравнение не очень уместное, но все-таки», — заметил сотрудник пресс-службы. Может быть, даже кто-либо из «власть имеющих» жителей согласится профинансировать изготовление мемориала и тем самым ускорит этот процесс? Пока же в районе, где родился и вырос Цой, официально ничто не связано с его именем — ни улица, ни дом, ни сквер. Но главное — он жив в памяти людей. А ведь это все-таки важнее…
Возвращаясь с прогулки к Парку Победы, возле оживленного метро можно увидеть лицо Цоя — он смотрит с одной из афиш. И даже услышать его голос, который доносится из приоткрытых окон машин: «Он не помнит слово «да» и слово «нет», Он не помнит ни чинов, ни имен. И способен дотянуться до звезд, Не считая, что это сон, И упасть, опаленным Звездой По имени Солнце…» Любовь Костерина
Видео смотрите здесь.
Фоторепортаж
Виктор Цой