Ранние годы
Меньшикова Нина Евгеньевна родилась в семье военного в 1928 году. Ее родители были обычными людьми, не имеющими отношения к искусству.
Когда началась война, детей насильно эвакуировали. Нина пряталась под кроватью: не хотела уезжать из родного города. Но все-таки ее увезли. Она два года прожила в глубинке, где научилась всем премудростям сельской жизни. В 1943 году будущая артистка вернулась в Москву.
Почему вдруг решила стать актрисой Нина Меньшикова? Биография актрисы подтверждает факт, что каждый человек способен достигнуть своей цели. А еще то, что даже когда вершина взята, не стоит забывать о простых земных радостях, к коим относятся домашний уют и тихие семейные вечера. Не обладая яркой внешностью, она поступила в театральное училище. Не проявляя таланта на первом курсе, продолжила учиться, а затем и стала одной из самых востребованных советских актриса. Когда же встретила будущего мужа, отказалась от карьеры.
Мечты сбываются
Нина Меньшикова и Станислав Ростоцкий. / Фото: www.kino-teatr.ru
Сценарий был сдан вовремя, а вскоре Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова стали супругами. Наступившая беременность Нины испугала врачей, они стали настоятельно советовать ей отказаться от желания иметь ребенка. Дело в том, что роды были опасными для Нины из-за перенесенного ранее туберкулеза. Но сама актриса была полна решимости. Она мечтала, что у нее будет счастливая семья и уютный дом. А разве может быть счастье без детей? И в положенный срок Нина Меньшикова вполне благополучно родила сына Андрюшу. Ее мечта сбылась. Супруги были счастливы. Нине и Станиславу часто приходилось расставаться. То он в длинной творческой экспедиции где-то далеко, то она на съемках или гастролях. Единственной связующей ниточкой были письма и телеграммы.
Станислав Ростоцкий. / Фото: www.vyborg.ru
Станислав Ростоцкий, как это нередко бывает у творческих личностей, иногда увлекался другими женщинами. В долгой разлуке, рядом с красивыми актрисами. Иногда увлечения были серьезными, и он даже принимал решение о разводе. Но потом он приезжал домой, садился за стол, звал Нину. И понимал, что никуда он не хочет уходить. Здесь, рядом с этой женщиной, он по-настоящему счастлив.
Нина Меньшикова. / Фото: www.gallery.ru
Иногда и Нина невольно давала ему повод для ревности. Нет, она сама не увлекалась, а вот в нее влюблялись. Узнав, что к супруге неравнодушен режиссер, у которого она снимается, Ростоцкий отправился на съемочную площадку, приготовив угощение для всей творческой группы. Он всех напоил, накормил, а утром просто увез Нину домой. Сам он снял супругу единственный раз, в фильме «Доживем до понедельника».
Студенческие годы
После окончания школы Нина подала документы во ВГИК и была принята. Но первые годы учебы в институте кинематографии прошли неудачно. Нина Меньшикова, по мнению художественного руководителя, была студенткой бесталанной. Она не обладала яркой внешностью и едва ли смогла бы когда-нибудь сыграть роль роковой красавицы, отважной революционерки или героини чеховской драмы. К тому же представляла собой девушку несколько скованную и неуверенную в себе.
Преподавал на курсе Бабочкин – актер, известный по роли Чапаева. У этого педагога были свои представления об артистическом таланте. Студентов, которые не вызывали в нем симпатии, он просто не замечал.
Нина Меньшикова могла бы отчаяться, как сделали на ее месте многие, и уйти из института. Но этого не произошло. Более того, она перешла на курс Герасимова, который, в отличие от своего коллеги, смог раскрыть талант неприметной на первый взгляд девушки. Меньшикова, согласно словам близких подруг, была человеком чрезвычайно скромным, но при этом знала себе цену и умела добиваться своего. В выпускном классе она сыграла много ярких ролей, доказала преподавателям свою профпригодность. С блестящей характеристикой покидала стены института Нина Меньшикова.
Фильмы
В кино актриса дебютировала в главной роли. Самые известные картины, в которых сыграла Нина Меньшикова: «Девчата», «Баллада о солдате», «Чудотворная», «Доживем до понедельника». Главных ролей в ее фильмографии немного. Актриса отказывалась от многих предложений.
Среди более поздних работ роли в фильмах «Школьный вальс», «Визит к минотавру», «Возврата нет», «Шестой», «В ожидании чуда».
У Ростоцкого и Меньшиковой была идеальная семья. Так думали многие. Но в действительности эти люди просто не позволяли демонстрировать чувства при посторонних. Из-за семейных забот Меньшикова не смогла сыграть в кино столько, сколько позволял ей талант. А в восьмидесятые годы тяжело заболел Ростоцкий. Большую часть времени Нина Евгеньевна проводила в больнице. Ни о какой работе в кино в этот период и думать не приходилось. Интересные роли были позади. Все же стоит сказать несколько слов о самых знаменитых фильмах, в которых сыграла актриса.
Начало
Теплым летним днем, 8 августа 1928 года, в семье Татьяны Григорьевны (1903 г.р.) и Евгения Александровича (1898 г.р.) Меньшиковых родилась дочь, названная Ниночкой. О детских годах актрисы известно очень немного, практически ничего. Известно, что ее отец был военным. Сама Ниночка с самого детства мечтала сниматься в кино.
В девятнадцатилетнем возрасте (в 1947 году) Нина Меньшикова становится студенткой Всесоюзного института кинематографии. Она поступает на актерский факультет. Несмотря на то, что ей очень нравилось учиться, это процесс складывался для нее не слишком успешно. Руководителем курса, на котором училась будущая актриса, был Борис Бабочкин (легендарный Чапаев), а он никак не мог разглядеть в своей ученице хоть какую-то толику миловидности или яркой, моментально бросающейся в глаза красоты. Бабочкин был уверен, что в ее будущем нет никакой перспективы: ее внешность абсолютно не подходит для страниц кинематографического искусства, а сама студентка не подает никаких надежд, необходимых для работы в кино. Ни одна из учебных работ Нины Евгеньевны его не устраивала, поэтому и отметки не поднимались выше чем «удовлетворительно».
«Девчата»
Нина Меньшикова в этом фильме исполнила роль одной из работниц уральского леспромхоза. «Мама Вера» – так называет ее героиню соседка по комнате в общежитии, хотя актрисе было на момент съемок всего тридцать три года. Образ правильной, доброй и понимающей женщины полностью соответствовал характеру Нины Евгеньевны. Впрочем, одна из подруг Меньшиковой однажды сказала, что, несмотря на внешнюю мягкость, актриса обладала стальным стержнем.
«Доживем до понедельника»
Эта картина – единственная, в которой Ростоцкий снял свою жену. Когда Меньшикова прочитала сценарий, она попросила у мужа роль учительницы русского языка. Именно эту неприятную героиню хотела сыграть Нина Евгеньевна. На пробах актриса попросила у гримеров сделать ей прическу, которая ей совсем не шла. Она облачилась в серый неприметный костюм. Когда же начала играть, Ростоцкий впервые понял, насколько талантлива его жена. Это было абсолютное перевоплощение.
Когда фильм «Доживем до понедельника» вышел на экраны, молодые актеры, сыгравшие в нем, прославились. Тихонов еще раз доказал свой неповторимый актерский талант. Что касается исполнительницы роли учительницы русского языка, то она не пользовалась, в отличие от коллег, безумной зрительской любовью. Ее героиня вызывала усмешки и неприязнь. Те же, кто лично знал актрису, были поражены. Она сыграла полную свою противоположность. А сделать это можно, лишь имея большой актерский талант, которым обладала Нина Меньшикова.
Мама Вера
А вот в легендарном фильме «Доживем до понедельника» Нина Меньшикова появилась в совсем иной роли — строгой и непримиримой учительницы Светланы Михайловны, душившей всякую творческую, свободную мысль в школе. К счастью, как раз с этой ролью Меньшикову обычно никто и не думал ассоциировать в жизни. Еще через пару лет актриса сыграла другого педагогического «сухаря» — старшую пионервожатую Ксению Львовну из «Ста дней после детства», способную замучить кого угодно бесконечными собраниями, соцсоревнованиями и построениями вокруг флагштока. В образ Меньшикова вжилась превосходно, — талант есть талант! — но все-таки сумела остаться в народной памяти не занудной «Ксенией Львовной», а доброй и понимающей «мамой Верой».
Да и прочие свои роли — обычно это были персонажи второго плана или вовсе эпизодические — Нина Евгеньевна умудрялась наполнить удивительной человечностью. Даже вредные «училки» в ее исполнении не превращались в законченных «злодеек» — за их неуживчивостью, казалось, скрывается какая-то личная драма, отчего им невольно хотелось посочувствовать. Привнести в фильм новую, пусть и неявную, но угадывающуюся историю, не произнеся ни одной лишней реплики, — у Меньшиковой был к этому особый талант.
В юности считалась «гадким утенком», а стала любимицей огромной страны. Фото: Фото из открытых источников
Личная жизнь
Первым и единственным мужем Нины Меньшиковой был режиссер Станислав Ростоцкий. С ним она прожила долгую счастливую жизни. Нина Меньшикова – актриса, в послужном списке которой более тридцати ролей. Но на первом плане для нее всегда была не работа, а муж и сын.
Андрей Ростоцкий пошел по стопам родителей. Он стал актером. Ростоцкий-младший все трюки выполнял самостоятельно. На его счету также несколько режиссерских работ. В 2000 году Андрей Ростоцкий ушел из жизни. Из близких у актрисы осталась невестка и внучка Ольга.
Меньшикова и Ростоцкий казались идеальной парой. Но когда коллеги узнали об их свадьбе, немало удивились. Ведь начинающему режиссеру приписывали романы с первыми красавицами отечественного кинематографа. Как познакомились Ростоцкий и Меньшикова? С чего начался их роман?
Красивая любовь
Станислав Ростоцкий в молодости. / Фото: www.vk.com
Станислав Ростоцкий был красавцем. Если добавить к его красоте героическое прошлое (он был участником войны), настоящий талант и море обаяния, можно представить, каким успехом пользовался будущий режиссер у слабого пола еще в студенческие годы. Нина Меньшикова была влюблена в него с первого курса, но искренне считала, что никогда не сможет добиться взаимности со стороны Ростоцкого. А когда судьба давала Нине шанс пообщаться с предметом ее страсти, она вела себя подчеркнуто равнодушно.
Нина Меньшикова. / Фото: www.utyugok.ru
Сам Станислав заметил Нину сразу, но искренне считал, что она-то точно не испытывает к нему никаких чувств. Когда они встретились случайно в троллейбусе, он вызвался было проводить Нину домой. Но ехать было настолько далеко, что он тут же передумал. А во второй раз он просто искал среди знакомых ему девушек ту, что согласится отправиться в глухую деревню выполнять функцию поварихи при нем и Владимире Красильщикове. Они сняли домик на лето, чтобы полностью посвятить себя творчеству, не отвлекаясь ни на какие бытовые проблемы.
Станислав Ростоцкий. / Фото: www.lenfilm.ru
Нина Меньшикова согласилась сразу же. Она не особенно умела готовить, но шанс провести почти три месяца в обществе симпатичного ей молодого человека мог больше и не выпасть. Станислав Ростоцкий был немало удивлен ее согласием, но связал это с желанием будущей актрисы получить впоследствии у него роль. Он сидел с Красильщиковым в машине, когда появилась Нина. Раскрасневшаяся, в легком платье и с большими сумками, заполненными продуктами.
Нина Меньшикова. / Фото: www.kino-teatr.ru
Вскоре он понял, что влюблен в эту самоотверженную девушку, не побоявшуюся поехать в глушь с двумя мужчинами. Он не отходил от нее, оказывал знаки внимания, вел долгие разговоры. А потом решился открыть свою тайну. На войне он потерял ногу и, несмотря на постоянное внимание к нему со стороны девушек, вовсе не был уверен в том, что кто-то вообще согласится выйти за него замуж, узнав о его инвалидности. Но разве Нину могло что-то остановить? Она была не просто влюблена, она по-настоящему любила его. Она честно сказала, что готова прожить с ним всю жизнь.
Знакомство
Будучи студентами, они иногда встречались в стенах ВГИКа. Меньшикова влюблена была в него с первого взгляда, но понимала, что вниманием женского пола студент режиссерского отделения, бывший фронтовик, высокий светловолосый красавец не обделен. Не было никакой надежды, что Ростоцкий когда-нибудь обратит на нее внимания. Все же однажды он, по счастливой случайности, пригласил ее загород. И эта поездка, которая должна была стать рабочей, превратилась в романтическую.
Ростоцкий однажды встретил Нину на трамвайной остановке. Девушка ехала к бабушке в Подмосковье. Они разговорились. Он хотел проводить ее, но уж больно не хотелось ехать в такую даль. Позже начинающий режиссер о ней вспомнил, когда создавал сценарий к первому фильму.
Картина была о жителях сельской местности. Станислав Ростоцкий решил, что писать сценарий к такому фильму нужно исключительно в глубинке. Вместе со своим соавтором он запланировал поездку в деревню. Мужчины решили, что им следует пригласить кого-нибудь, кто готовил бы обеды. Ведь если они будут отвлекаться, не смогут писать.
Семейные истории с Туттой Ларсен. Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова.
Поделиться
Он был красавцем, талантливым режиссёром, в которого влюблялись все студентки. А ещё он, участник Великой Отечественной войны, был инвалидом и носил протез вместо половины ноги, но знали об этом только самые близкие для него люди. Станислав Ростоцкий и не надеялся, что хоть одна девушка выйдет за него замуж, узнав о его увечье. Однако актрису Нину Меньшикову это не испугало – она очень любила Станислава.
Они встретились в Институте кинематографии, куда Нина поступила в 1947 году. Почти сразу подруги познакомили её со старшекурсником Стасом, местной знаменитостью. Он уже участвовал в съёмках фильмов, и ему предрекали прекрасную карьеру режиссёра. Многие студентки мечтали выйти за него замуж, надеясь получать лучшие роли в его фильмах, и старались привлечь к себе внимание Ростоцкого самыми разнообразными способами. Нина, влюбившаяся в этого обаятельного мужчину с первого взгляда, понимала, что у неё нет никаких шансов. Она обладала выдающимся актерским талантом, но не блистала красивой внешностью и совершенно не представляла, как заинтересовать Станислава.
Однако Нина сразу поняла, что эта любовь для неё – на всю жизнь, и не собиралась сдаваться. Целых пять лет она таила свои чувства, стараясь всё время находиться где-то рядом со Станиславом. Он, конечно же, заметил эту скромную девушку, которая сильно отличалась от других студенток и никогда не пыталась с ним кокетничать. Ростоцкий был уверен, что она к нему равнодушна, и даже не пытался к ней подойти. Возможно, они так никогда и не узнали бы о чувствах друг друга, если бы не счастливый случай.
Станислав и его коллега, Владимир КрасИльщиков, решили поехать в долгую творческую командировку – в деревню, подальше от городской суеты, чтобы за лето написать там сценарий фильма. Мужчины собирались заниматься только работой и поняли, что если постоянно будут отвлекаться на бытовые проблемы – готовку и уборку, то не успеют к сроку закончить сценарий. Ростоцкий стал искать среди своих знакомых человека, который помог бы им. И первой вызвалась Нина. Станислава это сначала удивило – как же, юная актриса с большим будущим, и будет кому-то прислуживать? Да ещё и не боится ехать в лесную глушь с двумя мужчинами? Но никто, кроме неё, так и не согласился, и Станислав пригласил девушку в деревню.
Ростоцкий решил, что она хочет получить у него роль и поехала только ради этого, однако его мнение быстро изменилось. Нина действительно пыталась помочь двум друзьям. Она честно призналась, что из неё плохой кашевар, но старалась изо всех сил. Девушка оказалась искренней и ответственной и не пугалась тяжёлой работы. Скоро Станислав понял, что уже не может обходиться без Нины, ему хотелось, чтобы она всегда была рядом. Но выйдет ли молодая и талантливая актриса замуж за инвалида?
Ростоцкий двигался так естественно, что никто не догадывался о его протезе. Не подозревала и Нина. Она сильно разволновалась, когда однажды летним днём Станислав подозвал её к себе и рассказал, что у него нет половины ноги и что ему приходится каждый раз делать уколы от боли, чтобы носить протез. «Будешь жить с инвалидом?» — горько спросил Ростоцкий. «Всю жизнь», — не раздумывая, ответила девушка.
Скоро они поженились, и Нина забеременела. Врачи настойчиво советовали ей отказаться от ребёнка – в детстве она переболела туберкулёзом и могла не пережить роды. Но Меньшикова твёрдо решила рожать, и была вознаграждена за такую решимость. Мальчик появился на свет здоровым, и его назвали Андреем. Повзрослев, он выбрал ту же стезю, что и его родители, и стал актёром.
Выйдя замуж, Нина практически забыла о карьере. За долгие годы она снялась всего в одном фильме мужа. Меньшикова постоянно отказывалась от ролей ради того, чтобы быть с семьёй и никогда не жалела об этом. Она считала, что её профессия – это жена. Нина заботилась о муже, создавала ему уют, в котором он так нуждался, и вдохновляла на новые фильмы. «Сколько ненужного, глупого, ненастоящего принёс бы я в жизнь, если бы не Нина. Умница она у меня и чудо», — признавался Станислав Ростоцкий.
Брак талантливого режиссёра и его верной музы продолжался сорок пять лет, и до последних дней в семье царили любовь и взаимопонимание.
В деревне
Ростоцкий пригласил молодую актрису за город в качестве поварихи, на что та, не раздумывая, согласилась. Станислав Иосифовича это повергло в шок. «Актрисы – девушки легкомысленные» – подумал он и решил, что никогда не женится на одной из них. После поездки будущий классик отечественного кино поменял свои убеждения. А позже признался будущей жене в том, о чем не говорил никому.
На войне рядовой Ростоцкий лишился ноги. Его поклонницы и не подозревали, что ходил он с протезом. Он спросил у Нины, готова ли она жить с инвалидом. На что девушка ответила: «Всю жизнь».
Харчи свои
Сначала Ростоцкий удивился: неужели молодой актрисе и впрямь охота взваливать на себя такое бремя? Потом не на шутку смутился: по его мнению, порядочная девушка ни за что не согласилась бы отправиться к черту на кулички в компании двоих малознакомых мужчин. Наконец заподозрил, что она просто-напросто хочет получить роль в его новом фильме…
Свое мнение он переменил быстро — едва только увидел, как Нина тащит два тяжеленных баула с провиантом к старенькому «Москвичу», где ее поджидали будущие классики, готовые отправиться в путь. Даже спустя много лет Станислав Иосифович помнил ее одежду в тот день — синяя курточка и лучшее ситцевое платье, синее с белыми полосками.
Оказалось, что Меньшикова искренне хотела помочь — она старалась из всех сил, не чуралась никакой работы, а больше всего ее беспокоило отсутствие навыков кашеварства: «Хозяйка из меня была неважная». Ничего удивительного, что их роман начался в первый же день. Впоследствии Меньшикова вспоминала: «Там была любовь. С моей стороны — безумная любовь».
Именно Нине Ростоцкий признался, что у него нет половины ноги и что ему приходится каждый раз делать обезболивающие уколы, чтобы носить протез. Наконец спросил, готова ли она жить с инвалидом. «Всю жизнь», — не раздумывая, ответила девушка.
Елена Соловей: «Роли никуда не денутся. Главное – семья» Подробнее
Последствия войны
Ростоцкий женился на Меньшиковой. В отличие от большинства актрис, которые выходят замуж за режиссеров, дабы сделать успешную карьеру, Нина Евгеньевна не помышляла о ролях в фильмах супруга. Более того, она посвятила себя семье.
Станислав Ростоцкий снял один из лучших фильмов, посвященных войне. Он создатель знаменитой экранизации повести Васильева «А зори здесь тихие». Но говорить о войне он не любил. С ее последствиями в семье Ростоцких боролись каждый день. Нужно было регулярно менять протезы, что сопровождалось ужасными болями. Меньшикова всю жизнь заботилась о муже. Быть может, не было б ее рядом, он не смог создать бы столько замечательных фильмов.
Станислав Ростоцкий ушел из жизни в 2001 году. Вскоре актриса потеряла и сына. Андрей Ростоцкий погиб 2001 году во время съемок в Сочи.
Станислав Ростоцкий
Две номинации на «Оскар», государственные премии — советский режиссер Станислав Ростоцкий получил и признание кинематографического сообщества, и любовь зрителей.
Точкой отсчета, центром его творчества стал человек. Любой образ, по мнению режиссера, можно оживить, чтобы он вызвал отклик у зрителей.
Самое главное для меня — и в жизни, и в искусстве — можно сформулировать фразой, которая звучит в картине «Доживем до понедельника». Это когда Мельников говорит о лейтенанте Шмидте, что «главный его дар — ощущать чужое страдание более остро, чем свое; именно этот дар рождает бунтарей и поэтов».
Станислав Ростоцкий родился 21 сентября 1922 года в Рыбинске. Знакомство будущего режиссера с миром киноискусства началось с картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Уже в 14-летнем возрасте Станислав Ростоцкий был утвержден на роль в его фильме «Бежин луг». Еще через два года Станислав вновь пришел к Эйзенштейну и сказал, что «согласен чистить ему ботинки, бегать в магазин и мыть посуду, если он за это будет его учить». Режиссер посоветовал изучать литературу и искусство, и в 1940 году Ростоцкий поступил в Институт философии и литературы, чтобы потом прийти в кинематографию с необходимыми для этой профессии знаниями о культуре.
Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова
Его планы нарушила Великая Отечественная война. В 1942 году Станислава Ростоцкого призвали на фронт. В сражении под городом Дубно будущий режиссер попал под танк, и его, чудом выжившего, вытащила с поля боя медсестра, которой потом будет посвящена картина «…А зори здесь тихие». Станислав Ростоцкий говорил, что ему «не дали погибнуть живые люди, которые были готовы пожертвовать собой ради товарища». И военная тема в творчестве режиссера — дань погибшим на поле боя и дань всем, кто живым прошел через тяжелые испытания.
В августе 1944 года, после демобилизации, Станислав Ростоцкий стал студентом Института кинематографии, где познакомился со своей будущей женой — Ниной Меньшиковой.
Временем рождения Станислава Ростоцкого как режиссера кинокритики считают 1957 год, когда была снята картина «Дело было в Пенькове». В своих предыдущих работах режиссер уже поднимал тему села. Но здесь режиссер раскрывает сквозь нее жизненную повесть Матвея — главного героя, не уживавшегося с современной системой ценностей и укладов. Станислав Ростоцкий лишает своих героев «нормальности» и «образцовости», показывая счастье и страдание обычных людей с непривычной для советского зрителя стороны. Матвея сыграл молодой артист Вячеслав Тихонов, и фильм «Дело было в Пенькове» принес ему зрительское признание.
«…Именно в этой картине заявлены многие главные черты будущей зрелости режиссуры Ростоцкого. И прежде всего — ее нравственная и гражданственная проблематика, привлекающая к фильму миллионы сердец. Именно такой резонанс имела картина в зрительской аудитории пятидесятых годов».
Андрей Зоркий. «Станислав Ростоцкий. Портрет режиссера»
Главной своей работой Станислав Ростоцкий называл фильм «Доживем до понедельника» (1968). В картине о взаимном воспитании показано противостояние взрослых, мыслящих «по образцу», и молодого поколения, которое смотрит на те же вещи другими глазами. Зрители видят сложную систему школьных отношений: «А кто его знает? С одной стороны — человек, с другой стороны — учитель…» Когда картину показали на Всесоюзном съезде учителей, они стоя скандировали «Мо-лод-цы!» поднявшимся на сцену режиссеру и актерам.
«Дожить благополучно от четверга до понедельника оказалось нелегко — многое прошло, переменилось за немногие дни. Честно дожить от «девятого «В» до старости, пройти через все испытания жизни, не растрачивая и не предавая «своего», будет еще труднее. Но веришь, что ребята из «девятого «В» справятся, должны справиться с этой задачей».
Александр Шаров. «Чистый тон» (журнал «Искусство кино»)
В 1973 году была номинирована на «Оскар» картина «…А зори здесь тихие» (1972) как лучший фильм на иностранном языке. В своем творении режиссер призывает к защите трепетной, уязвимой и такой незначительной в масштабах фронта человеческой жизни.
Несмотря на законы военного времени, убийство женщины, олицетворяющей любовь и материнство, предстает в картине кощунством, покушением на весь человеческий род.
«С Ростоцким у меня была самая счастливая работа в кино. Мы вместе на Валдае писали сценарий, потом я присутствовал на отборе актеров и на съемочной площадке. Он не вставил в картину ни одного слова, против которого я выступал. Никто так не уважал авторское право, как он».
Борис Васильев
Еще одним фильмом, номинированным на «Оскар», стал фильм «Белый Бим, Черное ухо» (1977). Станислав Ростоцкий писал, что стремился тронуть разум и душу зрителя, чтобы чувства эти рождали энергию борьбы и «подводили зрителя к активной гражданственной позиции по отношению к жизни». Главный герой фильма — собака, но сама картина не столько о ней, сколько об индивидуальности, не раскрывшейся в агрессивной среде.
«Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми».
Гавриил Троепольский
По опросам журнала «Советский экран» три фильма Станислава Ростоцкого были признаны лучшими фильмами года — «Доживем до понедельника», «…А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо».
Кадр из фильма «…А зори здесь тихие»
Кадр из фильма «Белый Бим Черное ухо»
Кадр из фильма «Доживем до понедельника»
Станислав Ростоцкий погиб за рулем своей машины 10 августа 2001 года после сердечного приступа. Он, его жена Нина Меньшикова и сын Андрей Ростоцкий похоронены на Ваганьковском кладбище.
Наши «Оскары»
Вспоминаем отечественных «оскароносцев» и номинантов
Смерть близких
Ростоцкий умер в результате перенесенного инфаркта. Это произошло по дороге из Москвы в Выборг. По трагической случайности поблизости не оказалось никого, кто мог бы оказать помощь.
Меньшикова, согласно воспоминаниям близких, была человеком очень сдержанным. После смерти мужа она большую часть времени жила в Выборге, где у Ростоцких был дом. Родственники регулярно посещали ее. Но не прошло и года, как случилась новая и самая страшная трагедия в ее жизни: погиб сын.
Последние годы
В двухтысячных годах Нина Меньшикова сыграла в двух картинах: «Евлампия Романова», «Человек безвозвратный». В этих фильмах она сыграла второстепенные роли. «Человек безвозвратный» вышел на экраны , когда актрисы уже не было в живых.
На пять лет пережила единственного сына Нина Меньшикова. Причина смерти – инсульт. Она долго болела, умерла дома. Первый инсульт случился за два года до смерти. После него актриса потеряла речь и была частично парализована. При этом она находила силы для каждодневных занятий с логопедом, училась писать левой рукой. Ей частично удалось восстановить здоровье. До последних дней своей жизни актриса сохраняла рассудок. Нина Меньшикова умерла в Выборге, похоронена в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Меньшикова Нина Евгеньевна
Родилась 8 августа 1928 года в Москве. Заслуженная артистка РСФСР (1969). Народная артистка РСФСР (7.01.1977).
В 1953 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). В том же 1953 году стала актрисой Театра-студии киноактёра.
Всего сыграла более шестидесяти ролей в художественных фильмах и спектаклях, поставленных такими режиссёрами, как Лев Кулиджанов, Яков Сегель, Марк Донской, Борис Бунеев, Мария Фёдорова, Эльдор Уразбаев, Андрей Сахаров, Станислав Ростоцкий, Григорий Чухрай, Татьяна Лиознова, Константин Воинов и многими другими. Принимала активное участие в озвучивании фильмов.
Муж — кинорежиссёр Станислав Ростоцкий (1922-2001). Сын — актёр, режиссёр и каскадёр Андрей Ростоцкий (1957-2002).
Нина Меньшикова ушла из жизни 26 декабря 2007 года в Москве. Похоронена актриса 28 декабря на Ваганьковском кладбище рядом с мужем и сыном. призы и награды Государственная премия СССР (1970) за роль учительницы Светланы Михайловны в легендарном фильме «Доживём до понедельника”. Награждена медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне”, «Ветеран труда”, «Пятьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне”.
роли в кино 2006 Человек безвозвратный :: Елизавета Петровна 2004 Опера-1. Хроники убойного отдела :: Полина Витальевна 2003 Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-1 :: Капитолина Макаровна 1991 Призраки зеленой комнаты :: Мадам Леблан 1991 Под маской Беркута :: эпизод 1990 Шапка :: Лариса Евгеньевна 1989 И вся любовь 1987 Ссуда на брак :: Варвара Петровна 1987 Николай Подвойский :: Мария Ульянова 1987 Визит к Минотавру :: Анна Александровна Яблонская 1986 Конец операции «Резидент» :: Нестерова Вера Сергеевна 1985 Господин гимназист :: Елена Ивановна Ступина 1983 Серафим Полубес и другие жители Земли :: Марфа 1982 Открытое сердце :: Наталья Павловна 1981 Шестой :: Ольга Васильевна 1981 Путешествие в Кавказские горы :: Клавдия Михайловна 1981 В небе «Ночные ведьмы» :: Марья Ивановна 1979 Моя Анфиса :: мать Николая 1979 Крутое поле :: Серафима 1978 Иванцов, Петров, Сидоров :: Лариса Павловна 1977 Школьный вальс :: Соловьёва 1977 Фронт за линией фронта :: жена Герасима Павлушкина 1977 «Посейдон» спешит на помощь :: Надежда Васильевна Чигринова 1976 Солдат и мать (короткометражный) :: мать 1975 Шторм на суше :: Марфа Корнеевна 1975 Сто дней после детства :: Ксения Львовна 1975 В ожидании чуда :: экскурсовод 1974 Ваши права? :: Светлана Глебовна 1973 Возврата нет :: Антонина Ивановна Короткова 1972 Человек на своем месте :: Анна Петровна Звягина 1972 Возвращение скрипки :: Надежда Ивановна 1970 Хуторок в степи :: Татьяна Ивановна :: главная роль 1968 Доживем до понедельника :: Светлана Михайловна 1966 Серая болезнь :: Женя 1966 Верность матери :: Анна Ульянова 1965 Чистые пруды :: мама Сергея 1965 Сердце матери :: Анна Ульянова 1964 Где ты теперь, Максим? :: мать Максима 1963 Человек, который сомневается :: мать Тани 1963 Большие и маленькие :: Вера Игнатьевна Коробова 1962 Молодо-зелено :: эпизод 1961 Девчата :: Вера Тимофеевна Круглова 1961 Битва в пути :: Нина 1960 Чудотворная :: Варвара :: главная роль 1960 Серёжа :: эпизод 1960 Первое свидание :: Тоня Смурова 1959 Хождение по мукам :: Чесночиха 1959 Первый день мира :: фрау Мария Фишер 1959 Баллада о солдате :: телеграфистка на вокзале 1959 Аннушка :: колхозница 1958 Человек с планеты Земля :: Люба Циолковская 1958 Память сердца :: Екатерина Ивановна 1956 Первые радости :: Ксения Афанасьевна Рогозина 1954 Переполох (короткометражный) :: Машенька
озвучивание 1985 И на камнях растут деревья | Dragens fange 1984 Легенда Серебряного озера | Gümüşgöl Əfsanəsi :: Фатьма-Ханум 1980 Следствие с риском для жизни | Warning, The | Avvertimento, L’ (Италия) :: Сильвия Лангана роль Лауры Троттер 1978 Несколько интервью по личным вопросам :: мать Софико роль Кетеван Орахелашвили 1976 Знакомство по брачному объявлению | Run After Me Until I Catch You | Cours après moi que je t’attrape (Франция) :: Жаклин Брашер 1973 Белый клык | Zanna Bianca (Италия, Франция) 1972 Расследование поручено мне | Hekus lettem (Венгрия) 1972 Воскресный музыкант :: читает текст 1971 Невестка :: Бибитач роль Айнабат Аманлиевой 1971 Оцеола 1971 Маленькая исповедь | Maža išpažintis :: Элеонора Гульбинене роль Руты Сталилюнайте 1970 О любви :: Галина роль В.Фёдоровой (нет в титрах) 1969, 1970 Десница великого мастера :: царица Мариами роль Софико Магалашвили 1967 Возвращение улыбки (киноальманах) Роль С.Чиаурели 1966 Он убивать не хотел :: Эка роль Мананы Абазадзе 1966 Мужчина и женщина | Un homme et une femme (Франция) :: Анна Готье роль Анук Эме 1966 Крылья песни :: Сабира роль Торгын Тасыбековой 1961 300 спартанцев | 300 Spartans, The (США)
участие в фильмах 2005 Нина Меньшикова. Сердце матери (документальный)