Биография
Илзе Лиепа – советская и российская балерина, представительница балетной династии Лиепа, солистка Большого театра, основательница и руководитель Русской национальной балетной школы, педагог, актриса театра и кино.
Илзе Марисовна Лиепа родилась в семье, где жили и дышали творчеством. Отец – прославленный танцовщик Марис Лиепа. Мама Маргарита Жигунова – актриса театра имени А. С. Пушкина. Балетно-актерскую карьеру выбрали для себя и дети – Илзе и старший брат Марис.
Балерина Илзе Лиепа
Дети выросли за театральными кулисами. Не мудрено, что Илзе Лиепа, в детские годы занимавшаяся в балетной школе, стала студенткой Московского академического хореографического училища. В 1981 году девушка получила диплом. Но на этом не поставила точку в собственном образовании. Спустя 10 лет Илзе получила второе высшее образование в ГИТИСе, где училась на балетмейстерском факультете.
«Наде нравится танцевать»
– Я очень рада, что в прокат выходит фильм о балете, – говорит Илзе. – Мне также приятно, что в клипе на саундтрек мультфильма снимались дети из наших балетных школ.
Это очень интеллигентный мультфильм. В нем есть история, отношения, драматизм, интересные герои. Я обязательно покажу его дочери.
– Вы озвучили наставницу юной балерины. А кто был вашим балетным учителем?
– В нашей профессии одна из самых важных вещей – глаз со стороны. У меня была потрясающая учительница – Наталья Викторовна Золотова, которая выпускала меня из училища. Помню, когда я ехала из Кремля, где мне вручали Государственную премию, первым делом позвонила по двум номерам – своей маме и потом Наталье Викторовне.
– Похожа ли чем-то наставница из фильма на вашего педагога?
– Наталья Викторовна тоже была очень строгой, так же, как и героиня Одетта, которую я озвучиваю. Мы с девочками просто трепетали в тот момент, когда она входила в балетный зал. Но когда выпустились из школы, Наталья Викторовна стала нашим ближайшим другом. Мы приходили к ней домой, сидели за ее гостеприимным столом и обсуждали все на свете.
– Если ребенок занимается спортом или балетом, он зачастую лишен детства – тренировки, репетиции…
– Серьезные занятия балетом требуют концентрации и большой занятости. Но я считаю, что в наше время дети и так окружены огромным количеством развлечений. Соблазны обрушиваются на них из радио, телевизора и выметают из души все живое.
И в этом смысле и спорт, и балет являются благодатным пространством, в котором ребенок может выжить. Серьезное и упорядоченное детство – это то, что сейчас нужно.
– Вашей дочке Наде шесть лет. Она тоже занимается балетом?
– Надя ходит в одну из наших балетных школ. Про успехи пока говорить рано, но ей нравится.
– А если в какой-то момент она скажет: «Мама, я не хочу, устала, не пойду заниматься», – вы будете проявлять настойчивость?
– Я думаю, что ребенка воспитывает атмосфера в доме. Если в семье есть серьезное отношение к тому, чем занимается ребенок, он все равно преодолеет это настроение.
В мультфильме «Балерина» голосом Илзе Лиепы говорит строгая балетная наставница Одетта. Фото – кадр из мультфильма
Да, он может сказать, что сегодня устал или не хочет заниматься, но он не уйдет из спорта, балета или музыки. А если родители относятся несерьезно, тогда, вполне возможно, что в какой-то момент ребенок этим и не увлечется.
Знаете, дети очень чувствуют настрой. Мой отец, когда был маленьким, тоже говорил, что не хочет ходить в балет. Но у его мамы была огромная уверенность в том, что балет нужен. И он преодолел это настроение. Был еще момент, когда папа выбирал между спортом и балетом, и потом он никогда не жалел о своем решении.
Балет
Творческая биография Илзе Лиепы началась в юном возрасте. В 5 лет девочка дебютировала на сцене Большого театра. Отец вывел дочь на подмостки, задействовав в эпизоде постановки.
Илзе Лиепа на тренировке
Начиная с 1981-го, сразу же после получения диплома хореографического училища, Илзе Лиепа, рост которой составляет 173 см, выступила на сцене Большого театра в качестве солистки. Танцовщице доверяли наиболее ответственные роли, требовавшие немалого мастерства. Балерину увидели в характерных ролях опер «Кармен», «Хованщина», «Травиата», «Иван Сусанин» и «Князь Игорь».
Первый творческий вечер танцовщицы состоялся в 1989 году на подмостках Концертного зала имени П. И.Чайковского. Илзе Лиепа исполнила 7 хореографических композиций. С тех пор Илзе каждый год радовала поклонников подобными выступлениями.
Илзе не только талантливая балерина, но и еще театральная актриса. В этом качестве Лиепа дебютировала в конце 1990-х в Санкт-Петербургской антрепризе. Позже появилась на других сценах.
Илзе Лиепа на сцене
Кинематографическая биография Илзе Лиепы началась в середине 1980-х. Это было непростое время для артистки. В семье случился кризис – разошлись родители. Дочь тяжело переживала это печальное событие, и занятость в кино, по словам Илзе, помогла справиться с отчаянием и депрессией.
Актрису увидели в картинах «Блистающий мир», «Детство Бэмби», «Лермонтов», «Михайло Ломоносов», «Империя под ударом» и «Самозванцы». Но и театральную сцену Лиепа в этот период не бросала. В активе артистки появилась прекрасная работа в постановке «Ваша сестра и пленница», где Илзе вышла на сцену вместе с актрисой Светланой Крючковой.
Илзе Лиепа в сериале «Самозванцы»
Танцовщица много гастролирует. С концертными программами Илзе выступила во всех крупных городах России и практически во всех европейских столицах.
С начала 2000-х Илзе увлеклась идеями пилатеса, универсальной зарядки для тела, созданной Йозефом Пилатесом. Познакомила с этими физическими упражнениями балерину фитнес-тренер Мария Субботовская. Вместе танцовщицы решили организовать школу танца для детей от 2 лет. Илзе и Мария разработали программу, которая включает в себя элементы балетного станка и пилатеса. Так родилась школа-студия Илзе Лиепы, получившая название «Русская национальная балетная школа».
Илзе Лиепа известна авторской программой физических упражнений, разработанной для взрослых людей, желающих длительное время поддерживать себя в отличной форме. Этот комплекс упражнений известен как «Илзе Лиепа Метод».
Илзе Лиепа на радио «Орфей»
Илзе Марисовна нередко появляется на экране в различных телешоу. В 2011-ом балерину пригласили в качестве члена жюри на конкурс Евровидения для молодых танцовщиков. В том же году Лиепа вела вместе с Владимиром Познером телешоу «Болеро», а на радио «Орфей» выходила авторская программа «Балет FM».
В 2011 году Илзе Лиепа выступила автором идеи и организатором Российского национального фестиваля-конкурса хореографических школ и танцевальных коллективов «Волшебная туфелька». На базе Благотворительного фонда Илзе Лиепы фестиваль стал проходить ежегодно, а с 2013 года получил поддержку от Департамента культуры города Москвы. Целью этого мероприятия Илзе поставила поддержку самодеятельных и полупрофессиональных коллективов из глубинки. Балерина убеждена, что каждая девочка должна обучаться балету. Эту идею Илзе Лиепа неукоснительно воплощает в жизнь.
Илзе Лиепа и участники конкурса «Волшебная туфелька»
Рейтинг «Волшебной туфельки» поддерживается на высоком уровне. Во главе жюри конкурса стоит народный артист СССР, профессор Михаил Лавровский, а в число номинаций входят «классический танец», «народный танец», «сольное выступление», «дуэт», «современный танец», «сохранение национальных традиций».
В 2014 году артистка выступила в новом для себя амплуа – писательницы. Балерина выпустила книгу театральных сказок для детей. Рассказы танцовщица создавала, будучи беременной. Главные герои сказок – это предметы, имеющие отношение к миру балета – туфельки, балетные пачки, сценические декорации, предметы реквизита. Есть в сборнике и сказка про Лягушку-балерушку, героиню, которую придумала маленькая дочка балерины – Надя. Илзе Лиепа создавала исключительно добрые сюжеты сказок, а иллюстрации к изданию сделала художница Анастасия Орлова.
Илзе Лиепа в проекте «Большой балет»
В самом начале 2021 года любители телешоу увидели Илзе Лиепу в качестве ведущей проекта «Большой балет. 2 сезон». Это балетный конкурс для молодых исполнителей, который известная танцовщица и артистка ведет вместе с театральным режиссером Андрейсом Жагарсом. Передача была отмечена премией ТЭФИ в номинации «лучшая просветительская программа».
Карьера и достижения
Сразу после окончания балетной школы Илзе Лиепа выступала в Большом театре в качестве солистки. Балерина танцевала в операх «Кармен», «Хованщина», «Травиата», «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Ифигения в Авлиде», «Иван Сусанин», «Дон Кихот» и т.д. В репертуаре балерины есть и широко известные композиции, такие как «Умирающий лебедь» Сен-Санса и «Гибель розы» Г. Малера, так и балеты, поставленные специально для Илзе.
Лиепа — не только талантливая танцовщица, она великолепная и неординарная театральная актриса. Ее дебют в этом качестве состоялся еще в конце 90-х годов. Среди театральных работ можно выделить ее роли в спектаклях «Ваша сестра и пленница…», «Чайная церемония», «Сон императрицы», «Рамки приличий».
Кинематографическая биография Илзе Лиепы началась еще в середине 80-х годов. По словам актрисы, это время было для нее очень трудным, в этот период родители балерины были в состоянии развода, а работа в кино помогала ей справляться с депрессией. Игру Илзе можно увидеть в картинах «Блистающий мир» (снятой по мотивам произведений А. Грина), «Лермонтов», «Детство Бемби», «Юность Бемби», «Михайло Ломоносов», «Самозванцы» и «Империя под ударом».
Илзе Марисовна часто появляется в различных телешоу. В 2011 году она была приглашена в качестве члена жюри на конкурс Евровидение для молодых танцоров. В том же году Лиепа вместе с Владимиром Познером была ведущей телешоу «Болеро» и работала на радио «Орфей» в своей авторской программе «Балет FM». В 2021 году Илзе стала ведущей балетного конкурса молодых исполнителей «Большой балет» на канале «Россия Культура».
В настоящее время Илзе Лиепа является хозяйкой балетной студии, при этом организация довольно большая, у школы есть несколько филиалов в Подмосковье и Санкт-Петербурге.
Личная жизнь
Первым супругом балерины стал скрипач-виртуоз Сергей Стадлер. Но вместе пара прожила недолго.
Со вторым мужем – предпринимателем Владиславом Паулюсом – Илзе познакомилась на съемках рекламы минеральной воды. Вспыхнул роман, следствием которого стал официальный брак, для каждого из них – второй. Пара обвенчалась в Санкт-петербургском Николо-Богоявленском соборе и вместе прожила 14 лет. Длительное время у супругов не было детей. Долгожданная дочь Надежда появилась весной 2010 года, когда балерине исполнилось 46 лет.
Илзе Лиепа и Владислав Паулюс с дочерью
Казалось бы, с этого момента личная жизнь Илзе Лиепы должна засверкать новыми красками, но неожиданно для всех пара развелась. На момент расставания Наде было 3 года.
Бракоразводный процесс не был тихим. Пара обменивалась громкими заявлениями и обвинениями. Илзе призналась, что еще в начале брака сомневалась в его правильности. Под конец танцовщица назвала этот союз «роковой ошибкой».
Илзе Лиепа сейчас
Последние годы жизнь Илзе Лиепы насыщена педагогической деятельностью. Уже открыт ряд филиалов балетной школы в Москве, ближайшем Подмосковье и Санкт-Петербурге. Начиная с 2021 года Лиепа регулярно выезжает в глубинку, где проводит отбор талантливых танцовщиц для своего учебного заведения. Пройдя обучение в студии, девочки легко поступают в профессиональные балетные училища. Сейчас в школе, помимо классической хореографии, преподаются основы модерна.
Маленькие танцовщицы, ученицы школы Илзе Лиепы, регулярно участвуют в открытых отчетных концертах и детских балетных спектаклях. Весной 2021 года силами учениц были поставлены спектакли «Приключения Чиполлино» и «Дюймовочка», к Новому 2018 году состоялись премьеры «Щелкунчика» и постановки «Здравствуй, Андерсен!». Анонсы концертов и прослушиваний, фото юных учениц регулярно попадают на официальную страничку школы в «Инстаграме».
Илзе Лиепа
В феврале 2021 года состоялся отбор талантливых детей в филиал школы-студии Илзе Лиепы в Санкт-Петербурге. На просмотр прибыла организатор проекта.
В конце февраля девочки от 9 до 14 лет будут танцевать на Первом кадетском бале Москвы, подготовка к которому началась еще с осени.
Илзе Лиепа: «Ребенок должен жить за городом»
График Илзе Лиепы расписан по минутам. Все свободное время она посвящает своему благотворительному фонду «Культура – детям». Корреспондент «НП» встретилась с ней за кулисами Большого театра, где она работает над новым благотворительным проектом. Илзе признается, что благотворительность для нее – естественная потребность. Ее цель – воспитать в современном поколении любовь к творчеству и искусству, любовь к балету. В интервью «НП» легендарная балерина рассказала, почему она оставила загородный дом бывшему супругу, как она впервые стала мамой в 46 лет и почему она не посещает салоны красоты.
— Илзе, как проходит ваше лето? Удается ли вам с дочкой выбраться за город, в Подмосковье?
— Я часто выезжаю за город, так как руковожу школами-студиями балета и пилатеса. Две из них находятся в Подмосковье: одна – в деревне Жуковка, по Рублево-Успенскому шоссе, вторая – в деревне Веледниково, по Новорижскому шоссе. Школа «Жуковка» – это большая трехэтажная студия. В ней расположены залы, в которых ведутся различные программы для детей и взрослых: балетное воспитание, пилатес, тренировки по моей индивидуальной методике, подготовка к школьной программе для детей. Моя дочка Надя тоже занимается в этой школе-студии. В Веледникове на территории Павловской гимназии располагается наша балетная школа «Павлово» для детей от 2,5 до 15 лет. Балетная школа закладывает то, что потом остается в ребенке на всю жизнь – здоровье, грацию, творческое восприятие окружающего мира, счастье понимать искусство. У нас занимаются очень талантливые дети.
— Вы выросли в балетной семье и с ранних лет занимались балетом. Говорят, у детей, которые воспитываются в таких семьях, нет детства из-за постоянных изнурительных тренировок и запретов…
— Когда я поступила в хореографическое училище, мне было девять лет. Я помню, как отец сказал мне: «Запомни, твое детство закончилось. Теперь у тебя не будет ни игр в куклы, ни гуляний с подружками на улице. У тебя на это не будет времени. Теперь твоя жизнь посвящена балету». Я никогда не жалела об этом и не чувствовала себя обделенным ребенком. Это была интересная насыщенная жизнь. Тяжелая, потому что, наверное, только ребенок может выдерживать такие нагрузки, которые неразделимо связаны с профессиональным балетным воспитанием.
— У вас никогда не было чувства протеста против суровых правил?
— У меня было абсолютное понимание, для чего все это делается. Другой вопрос, хватало ли силы воли, чтобы следовать всем правилам… Но я с детства понимала, что нужно постоянно заниматься и ограничивать себя в сладком, чтобы быть в форме. Отец всегда говорил нам с братом: «Помните, что вы дети Лиепы и то, что простят кому-то, не простят вам».
— Как вы восстанавливаете силы после тренировок и концертов?
— Сон, массаж и занятия пилатесом.
— Салоны красоты часто посещаете?
— Я не хожу в салоны, для того чтобы сделать какие-то косметические процедуры. Это совсем другой образ жизни, у меня на это нет времени. Если я еду в какой-то отель, где представлена SPA-программа, то там можно себя побаловать. Но в городской жизни это совершенно невозможно.
— В чем же секрет вашей красоты и молодости?
— Занятия балетом. Они пробуждают тело и лицо. Пока вы танцуете, вы молоды.
— Впервые вы стали мамой в 46 лет. Как вы готовились к родам?
— Я занималась пилатесом, специальными упражнениями для этого периода в жизни женщины. Мне это помогало и поддерживало. Благодаря этим тренировкам я быстро пришла в форму. Я вышла на сцену через два с половиной месяца после родов. Моя дочка – долгожданный ребенок. Не зря ее имя – Надежда. Я надеялась, что все пройдет чудесно. Тем более роды проходили при участии моей подруги, моего лечащего врача Веры. Я полностью ей доверяла.
— Как изменилась ваша жизнь после рождения дочери?
— С рождением Нади в дом пришла радость. Я ощутила чувство бесконечного счастья.
— После рождения дочери вы развелись с мужем. Это правда, что вы оставили ему загородный дом в Подмосковье?
— Из загородного дома в Подмосковье, который был общим с моим мужем, мы с Надей уехали. Не потому, что я более обеспеченный человек – просто я не хочу никаких контактов. Мы строили этот дом несколько лет. Владислав (Владислав Паулюс – бизнесмен, бывший муж Илзе Лиепы. – Прим. «НП») все хлопоты погрузил на меня, а потом заявил: «Я прекращаю финансирование». Я закончила строительство за свой счет. Затем посыпались вопросы, сколько я зарабатываю и почему не приношу деньги домой. Начались претензии, что я занимаюсь только сценой и студией – и это при том, что во всех моих начинаниях Владислав не оказал мне ни малейшей поддержки, даже советом. Я полагалась только на себя. В итоге о том загородном доме мы забыли, я оставила его бывшему мужу. Но я обязательно построю новый дом в Подмосковье для Нади и ради нее. Ребенок должен жить за городом и больше дышать свежим воздухом. Загородный дом необходим, это – родовое гнездо.
— У вас своя школа пилатеса, почему вы пропагандируете именно этот вид тренировок?
— Пилатес – это направление, которое сейчас становится все более популярным. Мы с моим партнером и подругой Марией Субботовской несколько лет назад привезли его в Россию. Эти занятия я называю «дорогой жизни», они поддерживают меня в форме, я сама очень их люблю. Пилатес кардинально отличается от занятий в тренажерном зале, которые, как мне кажется, женщинам противопоказаны. Пилатес – это серьезная, правильно выстроенная тренировка без агрессии для тела и суставов.
— Что входит в вашу авторскую методику упражнений?
— В мой авторский курс входят элементы пилатеса, но он основан на балетном экзерсисе. Наши занятия проходят под музыку. Мы учимся делать движения музыкальными. То есть музыка – это не фон для упражнений, она ведет нас за собой. Движения под музыку вносят гармонию в жизнь женщины. Сам комплекс достаточно серьезный. Он прорабатывает проблемные женские зоны, но в то же время не лишает женственности и грациозности.
— Расскажите про основные принципы питания по вашей методике.
— Самое главное – это придерживаться правила есть четыре раза в день маленькими порциями, а не один раз на ночь, как мы любим. Очень важно создать правильные пищевые привычки, чтобы перекусывать не шоколадным батончиком, а зеленым яблоком. При этом фрукты – далеко не безобидная вещь. Не нужно употреблять их сразу после обеда или ужина, они плохо усваиваются вместе с другими блюдами. Пожалуй, главная моя пищевая привычка – внимание к тому, что я ем и когда я ем. Когда вы едите, думайте о еде и ни о чем больше. Не стоит смотреть телевизор во время ужина.
— Какое ваше любимое запретное лакомство?
— Шоколад. У меня всегда есть дома про запас плитка шоколада с содержанием какао не менее 60%. Но постепенно я приучаю себя жить без него и есть больше фруктов.
— В одном из интервью вы сказали, что современным женщинам не хватает изящества и грации. Как развить в себе эти черты?
— Заниматься хореографией в любом возрасте. Это возможно.
— Вы основали благотворительный фонд «Культура – детям». Расскажите, пожалуйста, о его деятельности.
— Мы открыли благотворительный фонд вместе с Марией Субботовской. Задача фонда – помочь детям прикоснуться к настоящему большому искусству, сделать его доступным для ребят. Потому что именно классическое искусство формирует душу ребенка. Например, мы покупаем автобус для детского приюта «Ковчег», который находится под нашей опекой. Это дает детям из приюта возможность ездить на выставки, в театры, музеи. Проекты фонда делают встречу с искусством счастливым и значимым моментом в жизни детей, выявляют и развивают их таланты, учат понимать прекрасное. Фонд сотрудничает с театрами Москвы, чтобы опекаемые нами ребята посещали лучшие детские спектакли. Мы организуем ежегодный главный детский фестиваль хореографического творчества любительских коллективов «Волшебная туфелька», ставим спектакли с участием детей и звезд балета. Каждый год мы устраиваем новогодние елки в традициях дореволюционной России. Я лично провожу набор для бесплатного обучения одаренных девочек и мальчиков в Русской национальной балетной школе. Мы оказываем содействие развитию хореографического образования. У нас собран бесценный преподавательский состав. Задача максимум – удержать балет на высочайшей планке, не сдать в ближайшем будущем позиций первенства в мире. Сейчас мы готовимся к Кадетскому балу, который пройдет во второй половине октября. На него будут приглашены воспитанники Первого кадетского корпуса и воспитанницы моей балетной школы-студии. Цель этого мероприятия – воспитание молодых кавалеров и барышень. Девиз нашего фонда: «От того, какими мы воспитаем наших детей, зависит наше будущее». Я надеюсь, у фонда будет должная финансовая поддержка и нам удастся реализовать все наши проекты.
— Как вы считаете, нужно ли обладать большим богатством для того, чтобы заниматься благотворительностью?
— Главное – это желание помочь, поделиться с другими людьми тем, что у нас есть. Будь это искусство, знания или деньги. Не бывает чужих детей. А наши дети – это наше будущее. Сейчас существует огромное количество благотворительных фондов и организаций. Всегда можно найти то, чем вы лично сможете помочь. Одна купленная книга или игрушка – это уже неоценимая помощь и счастье для ребенка. Творить добро и быть сопричастным этому – это большая милость. Человек создан делиться, а не только брать. Сейчас люди хотят только получать, но изначально в нас заложена потребность творить благо.
— Расскажите о ваших планах.
— В ближайшее время мы планируем провести благотворительный концерт в пользу детей беженцев с Украины и в первую очередь помочь им материально. Ведь это наши дети, и они нуждаются в помощи.
Партии
- 1983 – Гера в танцевальная сцена в опере «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка
- 1984 – мазурка и краковяк из «Польского бала» в опере «Иван Сусанин» М. Глинки
- 1985 – испанский танец и мазурка, «Раймонда» А. Глазунова
- 1985 – Мерседес, «Дон Кихот» Л. Минкуса
- 1986 – Королева, «Спящая красавица» П. Чайковского
- 1986 – Жена Штальбаума, «Щелкунчик» П. Чайковского
- 1987 – Владетельная принцесса, «Лебединое озеро» П. Чайковского
- 1992 – Зюльма, «Корсар» А. Адана
- 1995 – Королева-мачеха, «Белоснежка» К. Хачатуряна
- 1995 – Капулетти-мать, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
- 2001 – Графиня, постановка «Пиковая дама» на музыку П. Чайковского
- 2007 – Пианистка, «Урок» Ж. Делерю