Россия, Волжский, Пушкина
Телефон:
+7 (844) 356-93- Показать номер
Пн-чт: 08:30—17:00; пт: 08:30—17:30
whatsapp telegram vk email

Лия Ахеджакова: После двух неудачных браков влюбилась в 63 года и обрела счастье

image
image
image

Ахеджакова Лия Меджидовна является Народной артисткой России, а также лауреатом Государственных премий РСФСР и СССР, многократной обладательницей премии «Ника». Национальность Лии Ахеджаковой, а также ее биография и фильмография будут рассмотрены в этой статье.

Родилась будущая актриса в Днепропетровске в 1983 году, 9 июля. Из актерской среды происходили ее родители. Меджид Салехович, отец, окончил ГИТИС в 1940 году, а затем в Ленинграде Высшие режиссерские курсы. Он работал режиссером театра. Юлия Александровна, мать, была ведущей актрисой театра. По ее стопам пошла Лия Ахеджакова.

Национальность, родители

Отец Ахеджаковой, Меджид, появился на свет в крестьянской семье в адыгейском ауле Псейтук. Поэтому многие считают, что адыгейкой является Лия Ахеджакова. Национальность ее, однако, установить можно лишь наполовину. Точно известно, что мать ее — русская, родом из Днепропетровска. По крайней мере, наполовину является русской и Лия Ахеджакова. Национальность отца точно не установлена, поскольку неизвестно, кем он был. Меджид стал для девочки отчимом. Однако Лия Ахеджакова (национальность которой порой ошибочно определяют, основываясь на том, что отцом ее является Меджид) всегда относилась к нему как к родному. Представим несколько фактов из биографии этого человека.

Как Лия Ахеджакова расстроила земляков

Лия Ахеджакова выросла на жарком юге, в Майкопе. Знаменитой землячкой там, конечно, гордятся, но охотнее рассказывают о ее роди­телях. Эту семью помнят и уважают до сих пор. Попросила у Сталина лекарство для родителей

Папа Лии – Меджид Ахеджаков – родился в адыгейском ауле Псейтук в крестьянской семье. В стране в то время поднимали общий культурный уровень населения – в поселках, селах и городах набирали талантливую молодежь и отправляли на учебу. Так Меджид Ахеджаков попал в адыгейскую студию ГИТИСа, в 1941 году окончил режиссерский факультет. О войне узнал в день сдачи дипломного спектакля. Как и у многих деятелей искусства, у него была бронь, поэтому на фронт он не попал. Из Москвы Меджид вернулся в Майкоп, играл в адыгейском колхозно-совхозном театре, а в 1942 году, когда немцы подступили к городу, был эвакуирован в Минусинск.

– Там Меджид познакомился со своей будущей женой Юлией Александровной, – рассказывает 91-летняя Нуриет Схакумидова, в прошлом актриса Национального театра республики Адыгея, которая была дружна с родителями Лии Ахеджаковой. – Юля была из Днепропетровска, работала там актрисой драмтеатра, там же родилась ее дочка Лия, которую Меджид удочерил. Когда это случилось, девочке было четыре года. Про родного отца Лии я ничего не знаю. Кажется, он тоже был актером.

В январе 1943 года Майкоп освободили, и молодая семья вернулась в Адыгею. В городе многие удивлялись союзу Меджида и Юлии: он – высокий, статный, она – худенькая и скромная.

– Однажды Юля рассказала анекдотичную историю, – вспоминает Нуриет Схакумидова. – Мы работали с ней в одном театре, постоянно выезжали на гастроли. В Мариуполе Юлю поселили в доме у одинокой хохлушки. Она и так худая, а тут еще и заболела. И вот чуть позже приезжает Меджид, подходит к дому: «Юлия Александровна здесь живет?» Хозяйка его пускает, а потом говорит соседке: «Вылитый Райский (персонаж «Обрыва». – Ред.). Ну, ты скажи, шо она может ему дать?» Юля это слышала и очень смеялась. Лия по характеру на нее походит. Ее мама была добрым человеком, но с теми, с кем близко не общалась, вела себя недоступно. У нее была открытая форма туберкулеза. Когда на гастролях нас расселяли по квартирам, никто не хотел с ней селиться, а я почему-то совсем не боялась заразиться: мы и спали в одной комнате, и обедали вместе.

Туберкулезом страдал и Меджид. Однажды домой к Ахеджаковым принесли посылку. Оказалось, маленькая Лия написала Сталину письмо, в котором попросила прислать редкое лекарство против туберкулеза для родителей. И тот прислал.

Золотая медаль

Школа №5, в которой училась будущая актриса, – старейшая в Адыгее, в 2000 году отметила вековой юбилей. Во времена Лии Ахеджаковой она считалась лучшей в городе. В сквере напротив школы растут деревья, высаженные когда-то ее учениками. Возможно, есть среди них и Лиино. С тех пор многое изменилось, но на ступеньках, по которым когда-то бегала школьница Лия, еще сохранилась надпись «Чуг.-лит. заводъ М. Гурскаго въ Майкопе», в актовом зале еще висит роскошная старинная люстра, а между первым и вторым этажами все так же стоит гипсовая скульптура Ленина, к которой 22 апреля учителя-ветераны всегда кладут цветы.

Лия Ахеджакова запомнилась землякам разной: одни рассказывали о ней как о шустром и активном ребенке, читающем стихи на городских смотрах художественной самодеятельности, в памяти других она осталась серой мышкой, которая редко участвовала в школьных мероприятиях. Рассказывают, что во время одного из своих приездов в Майкоп актриса зашла в школу. Было воскресенье – видимо, не хотела привлекать к себе внимание. Сторожа открыли дверь, она тихо прошлась по знакомым коридорам и так же тихо ушла.

В кабинете истории хранятся воспоминания бывших школьников и фотографии знаменитых выпускников. Среди них профессора, кинорежиссеры, поэтесса Валентина Творогова, актриса Айшет Кинжалова (мама Муслима Магомаева). Лии Ахеджаковой посвящена лишь пара скромных строчек: «Здесь училась…»

– Когда я готовила материал к 100-летию школы, я пересмотрела книгу выдачи аттестатов и нашла там Лию Ахеджакову, – рассказывает бывшая учительница истории Любовь Сукачева. – У нее одни пятерки, то есть школу она окончила с медалью. Лия писала лучшие в школе сочинения. Рассказывают, что с ней постоянно что-нибудь случалось. Например, она заболела во время выпускных экзаменов – наелась клубники. Но при этом не могу сказать, что ее сильно запомнили.

Говорят: «А, ну да, Лия Ахеджакова…» И всё. Мы послали ей пустую кассету и попросили, чтобы она записала свои воспоминания. Но она, к сожалению, не ответила.

«У нее свой путь»

Лия Ахеджакова никогда не мечтала об актерской карьере и после школы пошла в Московский институт цветных металлов и золота. В 1958 году он был переведен в Красноярск, но Лия к тому моменту уже поняла, что выбрала не тот путь, и, как когда-то ее отец, поступила в ГИТИС.

– Очень трудолюбивая и способная студентка, – вспоминает ее бывший сокурсник, народный артист Республики Адыгея Мухтар Усток. – Мы вместе играли в студенческих спектаклях. Кстати, Лия не знала адыгейского языка. Но, несмотря на это, выучила центральную роль в пьесе Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Она ведь не сыграла больших ролей, но, что бы ни играла, мне все нравится – и «Ирония судьбы», и «Служебный роман», и «Гараж».

После ГИТИСа Лия Ахеджакова 16 лет проработала в московском ТЮЗе, где играла птичек и зайчиков, а в 1977 году ее приняли в труппу «Современника» – одного из самых популярных театров России. В 2002 году актриса приезжала в Майкоп с антрепризой «Старосветская любовь», в которой играла в паре с Богданом Ступкой.

– Зрители пришли, конечно, из-за имени, – вспоминает главный режиссер Национального республиканского театра Мурат Кукан. – Не все ведь знают, что такое «Старосветская любовь». Но у нас очень развито чувство патриотизма – мы любим земляков, которые чего-то добились в жизни. Спектакль был шикарный, Лие подарили много цветов. Все ждали, что она скажет: «Дорогие земляки…» Но она просто отыграла свою роль и ушла. И это нас расстроило. Зрители ведь тоже хотят внимания и ответного душевного порыва. Не знаю, что двигало Лией, может, какие-то обиды…

На следующий день после спектакля Адыгейский государственный университет организовал встречу Ахеджаковой со студентами и преподавателями. Она согласилась сразу. Актовый зал на 500 человек набился под завязку, были заняты даже проходы. В течение двух часов актрисе задавали вопросы о личной жизни, о впечатлениях от города, об искусстве.

– Оригинальный человек, безапелляционный в своих оценках, – рассказывает ректор университета Рашид Хунагов, который вел ту встречу. – С ней не так легко, поскольку она не просто высказывает свое мнение, но и безгранично верит в то, что права. Вспоминая свою жизнь в Майкопе, она сказала, что на ней остался отпечаток детства. Хотя прочных связей с городом у нее не было. Какие-то отношения она поддерживала только через отца, к которому в Москву из Адыгеи постоянно приезжали люди и присылали письма. Но у нее свой путь – театр и кино. Она такого масштаба человек, что привязанность к родным местам не является важной чертой ее характера. Перед началом встречи мы перекинулись какими-то незначительными фразами. Она торопилась. К тому же съехались родственники, которым тоже хотелось с ней пообщаться.

Родители не хотели уезжать из Майкопа

В один из приездов Лия Меджидовна пришла к дому, в котором когда-то жила. Это красивое полукруглое здание с аптекой на первом этаже находится в самом центре Майкопа. От него рукой подать до театра, да и до школы можно дойти пешком. Говорят, что актриса расстроилась, обнаружив расположившийся в их бывшей квартире с зарешеченными окнами музей писателя Тембота Керашева, который на самом деле жил этажом выше.

В одном из интервью Лия Ахеджакова рассказывала о «маленьком летнем театрике над рекой с зелеными крашеными скамейками», на сцене которого в страшную жару играла ее тяжелобольная мама. Этого «театрика над рекой» уже нет. Его снесли, чтобы высадить деревья.

Лия была единственным ребенком Меджида и Юлии Ахеджаковых, и родители посвятили ей свою жизнь.

– Они специально уезжали в закрытый город в Сибири, чтобы заработать на квартиру для Лии, – рассказывает Нуриет Схакумидова. – Построили двухкомнатную квартиру в Москве. А в 70-х Меджид и Юлия сначала поменяли свою квартиру на Подмосковье, а потом переехали в Москву. Они не хотели уезжать, но ехали, чтобы быть поближе к ребенку. Юля поправилась и очень хорошо выглядела. Но однажды в санатории в Сочи она захотела принимать ванны, врачи ее осмотрели и сказали: «Вам нельзя». Оказалось, что у нее рак. Вот такой ужас.

Юлия Александровна умерла в 1990 году, а в январе 2012 года не стало отца Лии Ахеджаковой. Он ушел на 98-м году жизни, в последние годы совсем не видел. Заботы о нем взяла на себя дочь. После смерти Меджида Салеховича его уникальный архив, посвященный культуре Адыгеи, был передан в Национальную библиотеку в Майкопе, как он и хотел. Разбирая книги, работники библиотеки нашли свидетельство о рождении Лии Ахеджаковой с ее настоящей фамилией – этот документ они сразу отдали актрисе.

– Книг было около 1300, они были упакованы в 40 ящиков, – говорит Марина Юхимчук, заведующая сектором краеведческой библиографии отдела краеведческой национальной литературы. – Сейчас они обработаны и хранятся в отделе редкой книги. Личным желанием Меджида Салеховича было сохранить библиотеку единым целым, поэтому книги сосредоточены в одном фонде. Единственное, семья захотела оставить у себя Коран на арабском языке раннего времени издания. Видно, это семейная реликвия. В переданном нам архиве есть все, что выходило на территории Адыгеи за несколько десятилетий. Даже живя в Москве, Меджид Салехович налаживал связи с малой родиной, чтобы получать эти издания. Это говорит о том, что происходящее здесь его интересовало.

В Майкопе очень переживают, что после смерти отца единственная тоненькая ниточка, которая связывала Лию Ахеджакову с малой родиной, окончательно оборвалась.

Фото ИТАР-ТАСС, Сергея Пустовойтова, из архивов Нуриет Схакумидовой, Национального театра республики Адыгея, адыгейского государственного университета

Меджид Ахеджаков

Молодость Меджида приходилась на довоенные годы. В то время в стране поднимали культурный уровень населения — в селах, поселках и городах на учебу отправляли талантливую молодежь. Так в адыгейскую студию ГИТИСа попал Меджид Ахеджаков. Он узнал о войне в день сдачи выпускной работы. У Меджида была, как и у многих деятелей искусства, бронь, поэтому он не попал на фронт. Меджид вернулся из Москвы в Майкоп, где играл в одном из театров. А когда немцы в 1942 году подошли к городу, отправился в Минусинск.

Здесь он познакомился с Юлией Александровной, своей будущей женой. Нуриет Схакумидова, актриса, работавшая в Адыгейском драматическом театре, рассказывает, что Юля приехала из Днепропетровска, где работала актрисой. В этом же городе находилась Лия Ахеджакова, национальность которой мы пытаемся определить, ее дочка, которую удочерил Меджид. Когда это произошло, девочке было четыре года. Ничего не известно о ее родном отце. Поэтому национальность Лии Ахеджаковой установлена может быть лишь со стороны матери. Скорее всего (по мнению Нуриет Схакумидовой, которая дружила с родителями Лии), ее родной отец также был актером.

Детство и семья

Лия Ахеджакова родилась 9 июля 1938 года в городе Днепропетровске. Интересуясь биографией Лии Ахеджаковой, поклонники актрисы хотят узнать не только детали ее личной жизни, но и увидеть фото ее родителей и понять, кем они были. Рассказываем: семья актрисы была напрямую связана с миром искусства.

Мама Ахеджаковой, Юлия Александровна, выступала в Адыгейском драматическом театре. Отчим Меджид Салехович, ставший девочке отцом, занимал пост главного режиссера Адыгейского областного театра им. Пушкина. Однако родители вовсе не хотели, чтобы дочь шла по их стопам. Напротив, и мать, и отец Ахеджаковой были убеждены: путь актера сложен и тернист, а стоит ли считать театральное искусство «надежной» профессией – вообще большой вопрос.

image Лия Ахеджакова в молодости и сейчас

Важно помнить и то, что в послевоенные годы жизни людям искусства нельзя было позавидовать: почти все они были обречены на полуголодное существование, а о теперешнем лоске и богатстве не могло идти и речи. Отец настойчиво рекомендовал дочери присмотреться к более «серьезным» профессиям – ведь можно стать инженером или врачом.

Сегодня бесконечно можно задавать вопрос, как сложилась бы судьба Лии Ахеджаковой, если бы она прислушалась и выбрала другой путь – очевидно, ее биография и личная жизнь были бы совершенно иными. Однако с раннего детства Лия отличалась вольнодумием – и к окончанию школы будущая актриса точно поняла, что театральное искусство для нее первостепенно.

Когда семья переехала в Адыгею, Лия записалась в местный кружок актерского мастерства. Однако не надломиться под натиском отца было невозможно: он настойчиво просил дочь сменить специальность и не идти в актрисы. Не в силах противостоять его воле, Лия уехала в Москву, где поступила в Институт цветных металлов и золота.

image Лия Ахеджакова

Ахеджакова горячо отдалась новому делу – с такой ответственностью она относилась ко всем задачам, появлявшимся на ее пути. Она осваивала науку о сплавах, изучала методы добычи полезных ископаемых, но параллельно не расставалась с мечтами своего юношества.

Поэтому вскоре она начала играть в спектаклях институтской самодеятельности. Успешность постановок, радость от контакта с публикой и эйфория от пребывания на сцене – все это привело к тому, что Ахеджакова забрала документы и поступила в ГИТИС. Институт студентка окончила в 1962 году с отличием.

image Лия Ахеджакова в молодости

Интересно: Биография актрисы Алисы Фрейндлих: личная жизнь, муж, дети, фото

Как относились родители к выбору Лией карьеры актрисы?

Родители Лии не желали ей такой судьбы, как у них. Для нее они мечтали о чем-то основательном, надежном — биолог, инженер, врач. Темой для отдельного разговора является послевоенный майкопский театр. Лия Меджидовна вспоминает, что следовало «пропахать весь Краснодарский край», для того чтобы «сделать план». Безногие послевоенные зрители очень любили постановки про «красивую жизнь».

Часто болела мать девушки. Лия Ахеджакова, фото которой представлено ниже, вспоминала о том, как просыпалась по ночам и прислушивалась, дышит ли она. Ее с детства преследовал страх потери мамы.

Поступление в ГИТИС

Однако очень рано у этой неловкой девочки появилась внутренняя сила. Упорство и вера в себя помогли Ахеджаковой стать актрисой. Когда она обходила в 17 лет московские студии, интересуясь, не нуждаются ли они в актрисах, ей советовали выбрать другую профессию. Лии посочувствовали в приемной комиссии театрального вуза, сказав о том, что она девочка талантливая, однако не нужно себе портить жизнь. Так как актрисой она не станет никогда. Но она знала, что станет. Лия поступила в случайный институт, участвовала в самодеятельности, убеждаясь все больше в том, что ей не жить без театра. И у нее получилось поступить в адыгейскую студию ГИТИСа на курс Чистякова.

Личная жизнь

Первым супругом Лии стал актёр Валерий Носик, с которым она познакомилась во время работы в ТЮЗе. Ещё когда она только поступила в институт, родители уехали в Сибирь, чтобы заработать дочери на московскую квартиру. Потом она оставила и это жильё, и всё, что нажили с Носиком в браке, когда разводилась. Она не смогла пережить и простить пристрастие супруга к алкоголю и постоянные измены. Ей не хотелось разбирательств и дележа, Валерий оскорбил Лию своим поведением, и она не желала его даже видеть.

image

Второй брак тоже нельзя назвать удачным. Ахеджакова всё сделала для своего очередного супруга художника Бориса Кочейшвили, оббивала пороги чиновников, выпрашивая для него мастерскую, а потом выставку. Это Лия добилась, чтобы его картины поехали за границу и выставлялись в Голландии и Франции. Но такое лидерство супруги не понравилось Борису, пара рассталась, и Лия зареклась ещё раз выходить замуж.

Больше 10 лет она прожила одна. И только в возрасте 63 лет поняла, как это быть любимой женщиной.

Её третий муж – фоторепортёр Владимир Персиянинов. С ним она впервые в жизни почувствовала полную гармонию и мужскую защиту. Она точно уверена, что, придя домой после спектакля, сможет превратиться в обычную хрупкую женщину и просто быть счастливой. У супругов есть загородный дом, где в свободное время Лия любит копошиться в грядках, а по выходным к ним съезжаются друзья на посиделки.

Внутренние качества Лии Ахеджаковой

Среди качеств Лии Ахеджаковой — мальчишеская решимость, обаяние отваги. Многие ее персонажи ведут на языке ультиматума диалог с жизнью. Лия Ахеджакова (фото актрисы представлено ниже) знает, как добиться своего с помощью «мирных переговоров». А это требует, несмотря на страх, мудрости и мужества. Ахеджакова свой страх не столько преодолевала, сколько его «приручала».

image

Работа в ТЮЗе

Лия по окончании курса работала в 1960-1970 годах в Московском ТЮЗе. Внешне неприметный облик актрисы ставил, казалось, непреодолимые препятствия: непрактичная, неловкая, неуклюжая, зато упрямая… Вдобавок ко всему стремящаяся во всем и всегда преуспевать (Лия с золотой медалью окончила школу). Она знала, приехав в Москву, что придется завоевывать свое место под солнцем. Этому нужно было, как и многому другому, учиться с нуля.

Начинала как актриса-травести в ТЮЗе Лия Ахеджакова. Биография ее отмечена следующими наиболее удачными ролями этого периода: ослик Иа-Иа (по произведению А. Милна «Винни-Пух и его друзья»), Тараска Бобунов (по Л. Кассилю, пьеса «Будьте готовы, Ваше Высочество!»), Женька (А. Алексин, «Мой брат играет на кларнете»), Бабушка (Н. Думбадзе, «Я, бабушка, Илико и Илларион»), Пеппи (А. Линдгрен, «Пеппи Длинный чулок») и др.

image
image
image
image

Театр

Получив диплом Ахеджакова первое время работала в Московском ТЮЗе в качестве травести-актрисы – театральном амплуа, требующем переодевания в костюм противоположного пола.

Невысокий рост Лии (153 см) как нельзя кстати пришелся для исполнения ролей в детских спектаклях. На сцене ТЮЗа она провела около 15 лет.

В 1977 г. Ахеджакова перешла в театр «Современник», где продолжает работать и сегодня. Ее первой заметной работой стала постановка «Квартира Коломбины», где ей доверили исполнить сразу 4 ключевых роли.

После этого Лия сыграла еще множество ролей, преображаясь в самых разных персонажей. Также она участвовала в спектаклях частной антрепризы, включая «Персидскую сирень», которую Николай Коляда написал специально для нее.

За годы творческой биографии Лия Ахеджакова удостоилась десятков театральный премий.

«Современник»

Очень важное решение приняла Лия Ахеджакова. Биография ее после этого пошла по другому пути. Актриса направилась в «Современник», понимая, что необходимо начать все с чистого листа. Здесь Лия сидела долго без работы, считая, что никому не нужна. Однако, как ни странно, отчаяние, боль, неуверенность в себе иногда для творческой личности даже полезны. Неизвестно, из какого «сора» выросли «цветы» Лии Меджидовны.

image

Она считает своим учителем А.В. Эфроса, хотя на его курсе формально не училась. Он часто подвозил ее на машине и произносил за это время блистательные монологи, вслух проговаривал коллизии будущих постановок. Девушку восхищало то, как остро он все чувствовал и понимал, насколько сильно любил своих актеров, зная при этом недостатки каждого. В представлении Лии Эфрос — тонкий психоаналитик. К каждому, с кем ему приходилось работать, он умел подобрать свой ключик. Лия Меджидовна считает, что уроки этого человека бесценны.

Штамп положительного героя

В советские годы, когда она только начинала карьеру, существовал штамп так называемого положительного героя. Ахеджакова никак не вписывалась в этот канон. Героини ее похожи на нее саму. А Лия Меджидовна говорила, что не знает, к каким людям себя отнести — положительным или отрицательным. К тому же этот персонаж должен был иметь другие черты лица, другой рост, другой нос и даже, по всей видимости, другую национальность.

Лия Меджидовна — актриса, дискредитировавшая существовавший в то время героический штамп. Она была самобытна. Герои Ахеджаковой — это «девочки-старушки», не похожие ни на кого, единственные в своем роде. Они как будто вырваны наугад из очереди, с автобусной остановки, не имеют ничего общего ни с социальными героинями (например, Елизаветой Уваровой, мэром, которую сыграла блистательно Инна Чурикова в «Прошу слова»), ни с чарующими бабами из деревни, которых изображала Нонна Мордюкова. На экран и на сцену вместе с Ахеджаковой пришли героини, которые пытались не уступить жребию, а порой и переломить свою судьбу.

Основная особенность Ахеджаковой как актрисы — это умение изображать личное, частное, отклоняющееся от нормы. Она не играет, не прикидывается, а на самом деле является уязвленным «инородцем». Не просто трагикомической или комической актрисой стала Ахеджакова, а трагедийной.

Творчество

Уже на последнем году учебы в ГИТИСЕ, Лия работала в столичном ТЮЗе. Хрупкое телосложение и невысокий рост предопределили ей амплуа травести. И студентка исполняла роли «на ура». Свидетельством тому – вся последующая творческая деятельность Ахеджаковой.

На пальцах рук можно пересчитать актрис, так называемого, второго плана, которые были бы столь популярны, любимы и востребованы, как великая Лия! Поклонники и даже критики говорят об этом совершенно искренне.

Еще бы, на слуху у всех фильмы с участием Лии Меджидовны. Давайте перечислим некоторые:

  • «Гараж»,
  • «Небеса обетованные»,
  • «Ирония судьбы или С легким паром!»,
  • «Служебный роман»,
  • «Москва слезам не верит»,
  • «Старые клячи»,
  • «Мамы».

image

Список можно продолжать, порядка 70 ролей сыграла актриса в кино. И все ее «второстепенные» героини яркие и запоминающиеся. Быть может потому, что эта женщина, как никто другой способна сыграть комическую роль, показав при этом трагизм героя, задев зрителя за живое, проникнув в его душу. Даже озвучивая роли героев мультфильмов, Ахеджакова умудряется добавить в их характер свою добрую и мягкую «чертовщинку». Пересмотрите анимацию и обратите внимание на мультяшек:

  • «Иван царевич и серый Волк» — Баба Яга,
  • «Два клена» — Иванушка,
  • «Синяя птица» — Мальчик,
  • «Свирепый Бамбр» — Мышка –

все это Лия Меджидовна. Потрясающе!

Но настоящие счастливчики – те люди, которым повезло увидеть игру актрисы воочию, те, кто хоть раз присутствовал на спектакле с ее участием. Она не играет роль, она проживает судьбу героя, в которого перевоплощается.

Своих зрителей актриса Лия Ахеджакова начинала радовать в Московском ТЮЗе, где проработала 15 лет. Но большую часть своей жизни она отдала сцене «Современника», где служит с 1977 года и по сей день.

Давно ушло в прошлое ее первое амплуа, теперь это великолепная трагикомичная актриса. И многие поклонники ее таланта идут на спектакль с участием Лии, даже не интересуясь, кто будет в главных ролях, потому что идут к своей обожаемой Ахеджаковой. А ее героини – это, чаще всего, бедолаги, которые едва выбравшись из одной неприятной ситуации, оказываются в другой. Но их неловкость и некрасивость зритель полюбил давно и безраздельно. Быть может потому, что при всей их несчастности, они чудесным образом выживают и не перестают быть настоящими людьми.

Различные жанры и стили, в которых пробовала себя Ахеджакова

В театре и кино Ахеджаковой было сыграно множество ролей, начиная с первых рязановских картин и заканчивая телесериалом «Пятый ангел» В. Фокина, в котором Сара, героиня Лии, проживает целую жизнь на экране: от зрелости до своей глубокой старости. Пробовала себя актриса в различных жанровых и стилевых направлениях: от шаржа, гротеска («Мы едем, едем, едем», «Стена», «Мелкий бес») до глубокого психологизма («Подсолнухи», «Предупреждение малым кораблям», «Старосветская любовь», «Крутой маршрут», «Трудные люди», «Восточная трибуна»).

Одной из первых ее киноролей была роль Аллочки в фильме «Ищу человека» М. Богина. Лишь на 3-4 минуты актриса мелькнула на экране. Однако для тех, кто смотрел фильм, они стали незабываемыми. Можно разбудить любого прохожего ночью, и он вспомнит в эпизодах «Служебного романа» и «Иронии судьбы» Лию Ахеджакову, в которых она сыграла секретаршу Верочку и учительницу Таню.

В любом незначительном эпизоде эта актриса может зацепить зрителя своей игрой. В фильме Алексея Германа «20 дней без войны» в безымянной женщине, роль которой исполнила Лия, звучит тема человеческого достоинства, надежды, боли, эксклюзивности и уникальности личности.

Однако в сознании зрителей Лия Ахеджакова, фильмография которой весьма внушительна, была и остается актрисой, глубоко чувствующей смешное, которая может как бы невзначай, элегантно и легко рассмешить любого. Лия, кроме того, блистательный клоун. Хотя даже комедийность ее является нетипичной, поскольку читается за ней грустная ирония Лии Ахеджаковой.

Краткая биография

image Рис. 1. Ахеджакова в юношеской самодеятельности

Актриса родом с Украины. Она родилась в Днепропетровске 9 июля 1938 года. Однако о месте своего рождения маленькая Лия почти ничего не могла помнить, вскоре началась Великая Отечественная война. Мама с дочкой, а о настоящем отце девочки ничего не известно, были эвакуированы в небольшой городок Красноярского края Минусинск. Именно там, в эвакуации молодая женщина познакомилась с Меджидом Ахеджаковым, а позже вышла за него замуж.

Отчим стал для четырехлетней девочки больше, чем отцом. Он любил и воспитывал её как собственную дочь и стал самым близким для неё человеком на всю оставшуюся жизнь. К слову, родом Меджид Салехович был из горного аула в Адыгее и, подтвердив репутацию горцев, прожил в трудах и творчестве долгую насыщенную жизнь — 98 лет.

По окончанию войны семья направилась именно в Адыгейскую республику, город Майкоп. Будучи театральным режиссером, Меджид Ахеджаков возглавил Адыгейский драматический театр, а свою талантливую супругу приглашал на главные роли всех постановок.

По воспоминаниям Лии Меджидовны, расти в театральной семье в послевоенные годы было одновременно упоительно и тяжело. Родители день и ночь пропадали в театре и вели полуголодное существование. Работали на энтузиазме и идее — платили актерам, да и режиссерам гроши. Но в то же время все сотрудники театра осознавали, какая на них лежит задача: поднять народный дух, отвлечь публику от голода, неустроенности послевоенной жизни и перенести хоть на несколько часов в благополучный сказочный мир театра. Должно быть, именно тогда будущая актриса сделала для себя выбор в пользу дальнейшей профессии, прекрасно осознавая всю тернистость этого пути.

Из-за неустанного изнурительного труда и плохих условий жизни вскоре мать и отчим заболели туберкулезом. Отчим был человек сильный и здоровый и, в конце концов, наверняка победил бы болезнь. Но вот мать гасла с каждым днем, не переставая при этом трудиться на сцене. Часто девочка с ужасом наблюдала как в перерывах между выходами мама кашляет кровью за кулисами.

Лия так боялась потерять маму, что, услышав в школе о достижениях советской медицины, решила обратиться с просьбой лично к Иосифу Сталину. Она написала ему письмо с просьбой прислать новое лекарство от туберкулеза для своих родителей режиссера и ведущей актрисы Адыгейского театра. И то ли статус больных подействовал, то ли сам факт отчаянной просьбы ребенка, но вскоре лекарство действительно было им доставлено. Так Лия Ахеджакова впервые поняла, что её голос может быть услышан кем угодно, главное — обращаться к людям с безоговорочной искренностью.

Обучение

image Рис. 2. Первые роли Ахеджаковой

По окончании средней школы с золотой медалью для Лии были открыты многие пути. Однако свой выбор будущая актриса сделала давно. Она заявила родителям, что станет актрисой. Но в ответ, как ни парадоксально, получила категорический отказ. Оба настаивали, чтобы девушка выбрала более надежную профессию.

После недолгих споров сошлись на факультете журналистики Московского Государственного Университета. Но вступительные экзамены Лия с треском провалила. Чтобы не разочаровывать родителей позорным возвращением, подала документы в другое заведение — Московский институт цветных металлов и золота.

Хватило её лишь на полтора года обучения работы с металлами. Мысли о театре не отпускали. Студентка вместо лекций бегала по репетициям художественной самодеятельности и театральным кружкам.

На втором курсе вопрос дальнейшего обучения встал всерьез. И Ахеджакова поехала домой для серьезного разговора с родными. Отчим отговаривал как мог, даже пустил в ход последний веский аргумент, мол, с такими внешними данными на карьеру даже не рассчитывай. Когда даже эта резкость не возымела эффекта, уступил. Но пригрозил: будет трудно — не пищи.

Без единого писка падчерица сходу поступила в адыгейскую студию ГИТИСа и успешно её окончила в 1962 году. Не жаловалась она и в последующие 16 лет, когда в Московском ТЮЗе приходилось играть либо поросят и осликов, либо переодетых мальчиков. И вообще судьбоносный разговор с отчимом во многом определил дальнейшие жизненные правила Лии Ахеджаковой, ой как пригодившиеся ей на протяжении дальнейших лет не только в карьере, но и в личной жизни. Как бы ни было трудно: не ныть, а брать волю в кулак и продолжать действовать.

Роль секретарши Верочки

Все помнят картину «Служебный роман» и секретаршу Верочку. Роль эта стала одной из наиболее ярких в карьере такой замечательной актрисы, как Лия Ахеджакова. Фильмография ее пополнилась этой работой в 1977 году. Казалось бы, это всего лишь секретарша одного скучного учреждения. Однако Рязановым, режиссером фильма, роль строилась специально под Лию Ахеджакову. В Верочке имеется изюминка: она душка, прелесть, типичная секретарша. И все же в ней присутствуют парадоксальность, неожиданность, как будто выхваченные из реальной жизни и пробившиеся на экран.

Вот Верочка прибегает на работу. Одетая по последней моде, складная, худенькая, уверенная в себе. Она в курсе новейших течений — моды, жизни и т.д. В статистическом учреждении Верочка отнюдь не чувствует себя винтиком или пешкой. Напротив, она ощущает себя главным консультантом в мире новых течений жизни. Важные грани актрисы высветил этот образ. Типовое, «блочное» у нее становится подвижным, неожиданным, готовым обернуться в любое время изнаночной стороной. Смешное, уморительное в героине — не просто реакция на абсурд существования. Из тонкого понимания глубинных пластов бытия проистекает комедийность образа. Ведь одно только человеческое и смешно и грустно само по себе. Верочка зрительские сердца «вербует» природным обаянием, тем, что она вся как на ладони. Кажется, что во времена, когда задокументировано было едва ли не все в жизни, она умела получать от нее удовольствие и искренне радоваться и своим талантом делиться щедро с окружающими людьми.

Особенности героинь, сыгранных актрисой

Все героини этой актрисы немного смешные и нелепые. Вспомним Лию хотя бы в фильме Гинзбурга «Крутой маршрут», в марширующей колонне зэчек. Даже здесь она выбивается из общей массы! Лия и в арестантской робе — «красная строка» и «курсив». И так происходит в любом спектакле!

Талант Лии Меджидовны является демократичным в высшей степени, понятным каждому зрителю, а вместе с тем тонким и умным. Она как будто говорит от имени народа, мудра его мудростью. Ее комедийные персонажи глубже, шире того, что было указано в сценарии или пьесе. Однако большой, настоящий успех приходит к Лие тогда, когда она сама является соавтором своей роли. Так было в картине «Персидская сирень» (режиссер ее — Мильграм) или в фильме Волчек «Мы едем, едем, едем».

Героини этой актрисы — бедолаги, которые из одной неприятности попадают в другую. Однако любим мы их именно за то, что они несчастные, некрасивые, неловкие. Восторг наш на самом деле вызывает то, что они при неприспособленности и неумелости вдруг выживают, выстаивают и в итоге побеждают вопреки всему.

image

Ее Вера Семенихина из картины Л. Хейфеца «Восточная трибуна» — прожектерка и максималистка, мечтательница, которая при этом твердо стоит на ногах, работает санитаркой на скорой. Вера при внешней непритязательности — тонкий самобытный философ, стойкий человек. Битая жизнью, она остается рыцарем с кодексом чести.

Лишь усиливали стремление Лии Ахеджаковой стать героиней комедийный природный дар и внешность травести. Это рождало клоунскую эксцентрику. Маргарита Мостовая из спектакля 1987 года «Стена» — смешная, нелепая и неуклюжая эстрадная дива из провинции, которая чувствует себя едва ли не Эдит Пиаф. Конечно, это выглядит пародией, шаржем, карикатурой. Р. Виктюк, режиссер, довел способность Лии превращать невозможное в достоверное до цирковой кондиции.

Еще одна замечательная роль этой актрисы — Пульхерия Ивановна («Старосветская любовь»). В ней ощущается безоглядная самоотдача и жертвенность, она печется до самой смерти не о себе, а о своем суженом. За домовитостью и внешней несуразностью, за всем житейским скрывается талант человечности и мудрости, жар сердца и души.

Словно локатор, Ахеджакова улавливает токи окружающей жизни. Лия относится к числу редких актрис, которые на экран и на сцену привнесли тип чаплиновской героини, на авансцену выдвинули второстепенных людей. Лицо из массовки благодаря Ахеджаковой обрело убедительность и центростремительную силу.

image

В биографии Ахеджаковой настоящим прорывом после «Квартиры Коломбины» были роли в пьесах «Подсолнухи» (2002 год) и «Предупреждение малым кораблям» (постановка 1997 года). Персонажи, сыгранные ею (Клер и Леона Доусон), — истинно трагические и глубокие. И Клер, и Леона пережили многое и сумели отказаться почти от всего. Они стали выше житейских побед и поражений.

Политические взгляды

Лия Ахеджакова активно участвует в общественной жизни страны. Она всегда была на стороне Бориса Ельцина, и часто выступала с жесткой критикой в адрес последующей власти, включая Владимира Путина.

Актриса относилась к числу людей, которые выступали против суда над Михаилом Ходорковским. Также она призывала за прекращение чеченской войны и переходу к дипломатическому урегулированию конфликта.

image

В 2014 г. Ахеджакова раскритиковала политику Путина в отношении Украины, осудив присоединение Крыма к России. Ее подпись стояла под обращением в защиту Андрея Макаревича, а затем и Надежды Савченко.

В следующем году на телеканале «Дождь» Лия Ахеджакова от имени своих соотечественников принесла извинения «народу Армении за российскую агрессию».

Весной 2021 г. женщина с рядом других артистов и научных деятелей подписала письмо Путину в защиту правозащитника Оюба Титиева и украинского режиссера Олега Сенцова.

Последние работы Ахеджаковой

Карьера Лии Ахеджаковой примечательна тем, что она, в отличие от множества других актеров времен СССР, продолжила сниматься часто в кино и после распада Советского Союза. В 1992 году она получила премию «Ника» за роль второго плана в «Небесах обетованных». После этой работы актриса приняла участие в съемках более чем тридцати кинолент. К числу самых известных из позднего творчества Лии стоит отнести такие картины, как «Книга мастеров», «Странное рождество», «Старые клячи», «Любовь-морковь-3», а также «Изображая жертву» — фильм, принесший ей вторую премию «Ника».

Последней на сегодняшний день картиной, в которой снялась Ахеджакова, является комедия «Мамы». Она удостоена за выдающийся вклад в искусство звания Народной артистки РФ.

Фильмы

На большом экране Лия Меджидовна впервые появилась в 1968 г., сыграв сына старшины в фильме «Возвращение». После этого она снялась еще в нескольких фильмах, продолжая получать второстепенные роли.

Первый успех к Ахеджаковой пришел после премьеры культовой трагикомедии «Ирония судьбы, или С легким паром!», где она сыграла одну из подруг главной героини. И хотя ее роль была незначительной, она исполнила ее так ярко, что смогла завоевать симпатии советского зрителя.

В 1977 г. Лию ожидал очередной всплеск популярности. В этом году был экранизирован знаменитый «Служебный роман», который сегодня считается классикой советского кинематографа.

В этой картине Ахеджакова преобразилась в секретаршу Верочку. Ей удалось мастерски передать характер своей героини, получив массу положительных отзывов от критиков и простых людей. Многие считают, что именно эта роль стала самой знаковой в творческой биографии актрисы.

image Лия Ахеджакова в фильме «Служебный роман»

После выхода «Служебного романа», Лия удостоилась Государственной премией им. братьев Васильевых.

Несмотря на то, что режиссеры редко доверяли Ахеджаковой ключевые роли в фильмах, ей хватало нескольких минут, чтобы покорить телезрителя. Она обладала своеобразной манерой речи и поведения, которые были присущи только ей одной.

В результате, после выхода той или иной ленты, зритель помнил не столько ведущих артистов, сколько Лию Ахеджакову. Недаром многие считают ее королевой второго плана.

В 1979 г. женщина появилась в нашумевшей мелодраме «Москва слезам не верит», сыграв директора клуба, созданного для знакомства мужчин и женщин. Оскароносную работу Владимира Меньшова в СССР посмотрели около 90 млн зрителей!

Лия Ахеджакова в фильме «Небеса обетованные»

В том же году Ахеджакова сыграла одну из основных ролей в трагикомедии Эльдара Рязанова «Гараж». Здесь она также смогла показать великолепную игру в очередной раз доказать свое актерское мастерство.

В 80-е годы фильмография Лии Ахеджаковой пополнилась такими лентами, как «Бродячий автобус», «Восьмое чудо света», «Куда исчез Фоменко?», «Талисман», «Софья Петровна» и других работах.

В 90-е Ахеджакова снялась в 10 фильмах, среди которых наибольшую популярность приобрели «Сукины дети», «Московские каникулы» и конечно же «Небеса обетованные».

За роль в последней киноленте Лия получила премию «Ника» в номинации «За лучшую роль второго плана». Подобную награду она получит и в 2006 г. за роль работницы японского ресторана в черной комедии «Изображая жертву».

В новом веке Ахеджакова запомнилась зрителю по таким кинолентам, как «Старые клячи», «Пятый ангел», «Банкрот», «Любовь-морковь 3», «Мамы» и многим другим фильмам.

Личная жизнь Лии Меджидовны

Великая актриса — Лия Ахеджакова. Биография, семья, дети — все это сегодня обсуждается многими ее поклонниками. Удовлетворим их интерес и расскажем немного о личной жизни Лии Меджидовны. Трижды была замужем эта актриса. Валерий Носик стал первым ее мужем. С ним актриса познакомилась в ТЮЗе. Однако семейная жизнь этой пары не сложилась из-за того, что Валерий увлекся другой актрисой. В результате чего пара Лия Ахеджакова и Валерий Носик распалась. Актриса, уходя, оставила квартиру бывшему мужу.

Через некоторое время вторым браком была отмечена у такой выдащейся актрисы, как Лия Ахеджакова, биография. Мужем ее стал Борис Кочейшвили, художник. У Лии Ахеджаковой характер железный. Возможно, поэтому недолгим оказался и второй брак. Борису было не по душе лидерство супруги, ее попытки влиять на его жизнь. Затем Лия Ахеджакова, биография, личная жизнь и карьера которой нас интересуют, жила более 10 лет одна и даже не предполагала, по ее словам, что еще раз соберется под венец. Однако судьба ей сделала подарок.

Лия Ахеджакова познакомилась на одной из вечеринок с фотографом из Москвы. Он стал ее третьим супругом. С Владимиром Персияниновым актриса расписалась, когда ей было уже 63 года (в 2001 году). Пара тщательно скрывала свадьбу, в известность поставив лишь самых близких друзей. Несмотря на то что муж несколько младше Лии, она почувствовала себя именно с ним по-настоящему семейным человеком. Супруги живут достаточно уединенно на даче в Подмосковье. Не хочет разглашать подробности своей личной жизни Лия Ахеджакова. И правильно делает: биография, семья, дети знаменитостей — все это вызывает иногда нездоровый интерес. Удовлетворить его порой бывает очень трудно.

Несмотря на то что актриса была замужем трижды, у нее нет детей. Сегодня проживает вместе с мужем в Москве, где ведет общественную деятельность и работает, Лия Ахеджакова. Биография, дети, национальность — обо всем этом мы уже рассказали.

Добавим еще несколько деталей, которые могут заинтересовать читателя. Неоднократно во многих интервью Лия Меджидовна отзывалась критически о правительстве Путина, выступала также за демократические перемены в нашей стране.

Лия Ахеджакова сегодня

На сегодняшний день артистка с супругом проживают в Подмосковье. Поскольку детей у Лии Ахеджаковой нет, всю свою жизнь она посвятила профессии. Последнюю главную роль ей довелось сыграть перед началом пандемии. Весь период самоизоляции Ахеджакова с мужем и многочисленными собаками, которые буквально заменяют ей детей, провела в загородном доме.

Женщина призналась, что осталась без работы, как и многие люди творческих профессий, больше полугода ей пришлось просидеть без дела.

«Возраст – это такая жуткая сволочь. Незаметно подбирается. Я так и не узнала, в чём смысл жизни. Ещё не знаю, что такое смерть, но скоро узнаю. Всё время думаю об этом» – призналась Лия Меджидовна в одном из своих последних интервью.

Сегодня актриса надеется, что, когда ситуация в мире стабилизируется, она вновь сможет вернуться к плодотворной работе. Хоть Лие Меджидовне в 2021 году исполнилось 82 года, ей тяжело сидеть «сложа руки». Ахеджакова следит за политической обстановкой в мире, поддерживает акции протеста в Белоруссии.

Смерть родителей Лии

Юлия Александровна умерла в 1990 году, а в 2012-м, в январе, не стало Меджида. Он умер на 98-м году жизни, совсем потерял зрение в последние годы. Дочь взяла на себя заботы о нем. После смерти его уникальный архив, который был посвящен культуре Адыгеи, передали по воле покойного в национальную библиотеку в Майкопе. Разбирая документы и книги, работники обнаружили свидетельство о рождении Лии с настоящей ее фамилией. Они сразу же отдали этот документ актрисе. Сама она данную информацию не разглашает. Поэтому национальность Лии Ахеджаковой остается до сих пор невыясненной. Мы по-прежнему можем лишь делать предположения, основанные на немногочисленных источниках.

Биография Лии Ахеджаковой, национальность ее, личная жизнь — обо всем этом можно говорить очень долго. В паспорте РФ указано лишь гражданство, тогда как в паспорте СССР была графа «национальность». Ахеджакова Лия Меджидовна — гражданка РФ. Это точно установлено. И мы можем гордиться нашей соотечественницей.

В 2013 году Лия Меджидовна отметила свое 75-летие. Продолжается биография Лии Ахеджаковой. Национальность ее, как и жизнь, обрастает многочисленными слухами. Но такова участь всех известных людей.

Ранние годы

Будущая актриса выросла в театральной семье. Родилась она в Днепропетровске, но детство ее прошло в Майкопе, поскольку отчим Меджид Салехович был главным режиссером Адыгейского драмтеатра, а мать Юлия Александровна была его актрисой.

Точных данных о национальности Лии Ахеджаковой нет, так как отчество она получила от отчима, который усыновил ее, когда девочке было три года.

У матери будущей актрисы была открытая форма туберкулеза, и в пятом классе, как пишет Википедия, Лия по совету учительницы даже написала письмо генсеку ЦК КПСС Иосифу Сталину с просьбой помочь с лекарством, взамен пообещав получить золотую медаль. Как позже рассказывала Лия, письмо до Сталина не дошло, но с Рижского завода прислали необходимый препарат.

В 18 лет, получив аттестат о среднем образовании, девушка поехала в столицу Советского союза. Лия хотела стать журналистом и намеревалась поступить в МГУ, но на собеседовании чересчур разнервничалась, что обернулось провалом. Тогда девушка поступила в Московский институт цветных металлов и золота. Там она проучилась всего полтора года, зато успела приобщиться к студенческой самодеятельности.

Ссылка на основную публикацию
Похожее