06.08.2018 Джулия Норман 2 комментария
Жан Маре – известнейший французский актер ХХ века. Он играл роли рыцарей, дворян, благородных разбойников в приключенческих исторических фильмах, большинство которых вошло в Золотой фонд кинематографа. Костюмы времен королей необыкновенно шли артисту, а его мужественная внешность и красивое лицо заставляли девичьи сердца учащенно биться.
Фильмы с Жаном Маре, снятые в 40-е, 50-е и 60-е годы, поражают динамикой и обилием трюков. Во всех сложных и опасных эпизодах актер участвовал без каскадера. Более того, с риском для жизни он делал по несколько дублей. К счастью, Маре не пострадал и дожил до глубокой старости. Прекрасная физическая подготовка позволила ему сниматься в кино и играть в театре до середины 90-х. Зрители, выросшие на его костюмных картинах, по-прежнему любили его героев и хотели видеть актера на сцене.
Детство и юность
Жан Альфред Виллен-Маре родился в портовом Шербуре 11 декабря 1913 года. Его отец Альфред был по профессии ветеринаром, а красавица-мать Алин Мари – домохозяйкой. В семье было двое детей: Анри и Жан. Дочь супругов умерла незадолго до рождения младшего брата.
В 1914 году отца Жана призвали на военную службу, и он вновь воссоединился с родными уже после окончания Первой мировой войны. В раннем детстве Анри и Жан часто оставались с бабушкой, так как Алин Мари воровала вещи в магазинах, чтобы потом продать. Время было тяжелым, и она таким образом содержала семью. Жан обожал мать, и для него разлука с ней являлась настоящей трагедией.
Вернувшись с войны, Альфред Виллен-Маре развелся с женой и отказался помогать ей и сыновьям. Женщина с детьми и матерью переехала в Париж, разумно полагая, что в столице больше возможностей, чем в небольшом Шербуре.
Правда, младший сын не радовал ее успехами в учебе, постоянно попадая в скандальные истории с розыгрышами учителей и одноклассников. Он хорошо рисовал, и живопись была одной из немногих освоенных им наук. Жану казалось, что он прекрасно читает стихи и готов стать артистом без траты времени на обучение профессии.
При поступлении в Парижскую консерваторию он проваливался 3 года подряд и тщетно пытался получить хотя бы небольшую роль в театре. Однажды молодому человеку повезло – его пригласили на пробы в кино. Посмотрев отснятый материал, Маре пал духом: с экрана на него смотрел юноша с вытаращенными, испуганными глазами, который фальцетом произносил слова роли.
На жизнь Маре зарабатывал на фабрике, а позже в фотоателье, позволявшем бесплатно распечатывать свои портреты, чтобы рассылать их по студиям. Первая пробная съемка продемонстрировала необходимость получения специального образования, и в 1933 году Жан поступил на актерские курсы Шарля Дюллена. Еще до начала творческой карьеры, он избавился от неблагозвучной части своей фамилии и оставил только краткую – Marais.
Биография
Жан Альфред Виллен-Маре – один из знаменитейших французских актеров. Отечественные почитатели киноискусства хорошо знают его по ролям в таких популярных фильмах, как «Орфей», «Граф Монте-Кристо», «Фантомас» и «Железная маска». Но в биографии Жана Маре есть не только прекрасные роли, но и достижения в других отраслях искусства. Он реализовался как художник и писатель, а за скульптурные произведения Маре хвалил сам Пабло Пикассо, который посчитал, что с таким талантом тратить время на «какое-то актерство» настоящий грех.
Семья Жанно Маре
Жанно, как его звали дома, родился в Шербуре, в семье ветеринара Альфреда Виллен-Маре и его жены Элин Мари Вассорд. Но отца мальчик почти не помнил: ему был только год, когда того призвали на Первую Мировую войну, а по возвращении через четыре года Альфред прожил с Элин совсем недолго, и они развелись. Со своей мамой актер всю жизнь находился в очень сложных отношениях: их связывало природное притяжение, но Жан ненавидел род занятий родительницы. Элин Мари была очень красивой женщиной, на которую обращали внимание многие мужчины. И это обстоятельство помогало ей проворачивать свои махинации: дело в том, что мать будущего актера была профессиональной воровкой.
Легендарный актер в молодости
Во время Второй мировой войны уже относительно известный актер Жан Маре уходит в армию. Он был водителем бензовоза и много раз проявил героизм, хотя сам себя героем не считал. Тем не менее, Маре неоднократно мужественно проводил машину через заминированное поле и под градом бомб, за что был удостоен Военного креста.
Начало творческой карьеры
В 1934 году Жан Маре исполнил крошечные роли в фильмах «Скандал» и «Искатель приключений» режиссера Марселя Л’Эрбье. После выхода картины дебютант едва обнаруживал себя на экране, но упорно посещал кастинги студий и театров, и время от времени ему удавалось получать работу.
Судьбоносная встреча молодого актера с гениальным писателем и режиссером Жаном Кокто состоялась в 1938 году. Студенты различных актерских курсов общались меду собой и обменивались информацией о готовящихся постановках.
Услышав о наборе статистов в спектакль «Царь Эдип» по произведению Кокто, Жан Маре пришел на сбор труппы и познакомился с режиссером. Того поразила мужественная внешность Маре и достоинство, с которым тот держался.
В результате актер едва не получил главную роль, но под давлением остальных участников спектакля Кокто вынужден был отказаться от этой идеи. Публика принимала «Царя Эдипа» плохо, и Жан Маре, выходивший на сцену в небольшой роли, бросал грозные взгляды на первые ряды, чтобы успокоить смутьянов.
Уже в следующей постановке – «Рыцари круглого стола» в театре «Эфр» – актер играл главного героя. Дружба с Жаном Кокто содействовала взлету его карьеры.
Помимо театральных работ, режиссер снимал его в своих фильмах и познакомил с культовыми личностями: Коко Шанель, Эдит Пиаф, Лукино Висконти, Пабло Пикассо и др. Вначале те воспринимали Маре как смазливого юнца, но каждая его новая роль в фильмах «Вечное возвращение», «Красавица и чудовище», «Орфей» заставляла менять мнение.
Кокто видел в протеже романтического героя и задействовал его в соответствующих картинах, однако гораздо большую известность Жан Маре приобрел, снимаясь в фильмах «плаща и шпаги».
Фильмы
В первых фильмах Жан Маре появлялся эпизодически. Его главный успех связан с именем режиссера и сценариста Жана Кокто. Именно их дуэт подарил миру такие картины, как «Вечное возвращение», «Красавица и чудовище», «Ужасные родители» и многие другие. Большинство из совместных работ признаны мировыми шедеврами, но особняком стоит фэнтезийная притча «Орфей», которая в современной форме показывает древнегреческий миф о поэте, спустившемся в ад за своей женой.
В Советском Союзе любой фильм с участием французской звезды становился значимым событием. Зрители стояли в очереди за билетами, а мальчишки во дворах разыгрывали сцены из увлекательной ленты. В 50-е годы популярность Жана Маре была высочайшей во всем мире.
Красивые и благородные персонажи исторических картин вызывали не меньший интерес, чем личность самого актера. Многих его роли заставили изучать историю Франции и мечтать о путешествии в эту страну.
«Граф Монте-Кристо»
Герой романа А. Дюма, превратившийся после заточения в темнице из моряка во всемогущего графа, по признанию публики и журналистов, был лучшим Эдмоном Дантесом всех времен. Маре гармоничен и эффектен в этой роли.
Превосходство графа Монте-Кристо над врагами очевидно, но все равно он вызывает огромное сочувствие.
«Капитан»
Картины «Капитан», «Горбун» и «Тайны Бургундского двора» стали результатом сотрудничества актера с кинорежиссером Андре Юнебелем. В его фильмах он играл отважных дворян, сражающихся за будущее страны. В «Капитане» Маре играет де Капистана, спасающего трон юного Людовика XIII.
Фильмы 50-х отличаются роскошными костюмами и декорациями. Кроме того, режиссеры по-прежнему снимают в них исключительно красивых актеров и актрис. Эта традиция французского кино исчезнет только при «Новой волне» в конце 60-х.
«Горбун»
«Горбун» в некотором роде стал предшественником «Фантомаса». В исторической ленте Маре меняет свой облик, превращаясь из шевалье Лагардера в мрачного горбуна. Он защищает дочь предательски убитого герцога де Невера, которая впоследствии становится его женой.
Множество схваток и дуэлей держат зрителя в напряжении до конца действия, хотя невозможно поверить, что кто-то сумеет победить героя Жана Маре.
Серия фильмов «Фантомас»
Обнаружив оригинальный сценарий о таинственном злодее Фантомасе, Андре Юнебель задумал объединить в одной картине мужественность и харизму Маре с комедийным даром Луи де Фюнеса. Зрители пришли в восторг от экранной пары, после чего появилось еще два фильма этой серии.
«Фантомас» против «Жандарма», или Почему Жан Маре и Луи де Фюнес враждовали [фото]
«Комсомолка» решила рассказать малоизвестные факты об этих фильмах и о жизни актеров, сыгравших главные роли.
«Он играл на пианино как бог!»
Если бы судьба распорядилась по-другому, Луи де Фюнес стал не актером, а выдающимся джазовым пианистом: все, кто его слышал в молодости, отмечали, что он был настоящим виртуозом. Именно в школе джаза де Фюнес встретился и со своей будущей женой Жанной, с которой прожил в браке четыре десятилетия. «Он играл на пианино как бог!» — вспоминала потом жена их первую встречу. Успеху способствовало и то, что он во время выступлений отчаянно гримасничал.
Жена стала его верной подругой и помогала ему решать все бытовые проблемы. Но в 1970 году де Фюнеса укусил в ребро бес: он познакомился с молодой красавицей Машей Беранже. Говорят, у них начался роман, о котором в конце концов стало известно его супруге — и она смирилась с таким поворотом событий. Но де Фюнес, убежденный католик, развестись с женой не мог и не хотел — семья была для него слишком важна. Подробности романа могла бы раскрыть Беранже. Но в 2009-м она унесла все подробности с собой в могилу.
Обида на Грейс Келли
До того как стать звездой, де Фюнес снялся примерно в ста (!) фильмах. У героев зачастую даже не было имен — в титрах их звали «Садовник», «Официант», «Врач», «Муж». Или не упоминали вообще. Прорыв случился в начале 60-х: де Фюнес сыграл в пьесе Клода Манье «Оскар» и проснулся знаменитым парижским театральным актером. Этот спектакль остался главным его сценическим успехом — его возобновляли четыре раза, в 1971-м по личной просьбе президента Жоржа Помпиду специально была осуществлена постановка в Елисейском дворце. Тогда же его звали в Монако играть «Оскара» перед принцем и принцессой, сулили любые деньги, но он отказался: не мог простить Грейс Келли, что на съемках «Разини» она проезжала мимо, вышла из машины, наблюдала, но «даже не поздоровалась»!
После парижской премьеры «Оскара» де Фюнеса стали приглашать на главные роли в кино. В 1964-м он параллельно сыграл в «Фантомасе» и «Жандарме из Сен-Тропе», а потом вышли «Разиня» и «Большая прогулка» — и де Фюнес стал самым кассовым актером Франции. А джаз он любил до конца жизни, но, став знаменитым, играл на рояле только дома. Перед публикой стеснялся, считая, что не добился совершенства.
Перфекционизм был одним из его пунктиков. Во время съемок фильма «Замороженный» его не устроили восемь(!) вариантов сценария, он рассорился с режиссером Эдуаром Молинаро и потребовал, чтобы все сцены с его участием были пересняты. В театре он во время спектакля порвал мениск, но настоял, чтобы к следующему представлению на сцене установили кровать, и, пока не поправился, играл, лежа на ней.
К слову, крепким здоровьем он вообще не отличался — в начале 1975 года перенес два инфаркта подряд и чудом выкарабкался. Заведующий отделением в больнице сообщил его жене, что она вот-вот станет вдовой. Но в результате от инфаркта через месяц скоропостижно скончался тот самый заведующий, а де Фюнес прожил еще восемь лет.
Как Фантомас не доехал до СССР
Предполагалось, что комиссара Жюва в фильмах о Фантомасе сыграет Бурвиль, который уже снимался с Жаном Маре в фильмах «Капитан» и «Горбун». Всех этот дуэт устраивал — но Бурвиль играть отказался, и режиссер Андре Юннебель позвал де Фюнеса, которого раньше снимал в небольших ролях.
Жан Маре, игравший одновременно журналиста Фандора и Фантомаса, не без основания считал, что партнер перетягивает одеяло на себя, что комиссар Жюв — куда более яркий персонаж, чем бравый Фандор. Изначально Маре получал за роль чуть ли не в два раза больше, чем де Фюнес. Но к третьему фильму, «Фантомас против Скотланд-Ярда», де Фюнес окончательно оттеснил его в тень и на экране, и в финансовых документах: теперь Жюв получал значительно больше Фандора. Последний, естественно, обижался. В общем, четвертую серию решили не снимать (ко всему прочему, Маре исполнилось уже 54 года, ему тяжело было выполнять трюки, надоела резиновая маска Фантомаса — и вообще кино). В какой-то момент пошли разговоры о том, что неплохо было бы снять фильм «Фантомас в CCCР» — логично, учитывая, что в Союзе картина собрала 45 миллионов зрителей и стала культурным феноменом, — но ничего не вышло.
О де Фюнесе Маре под конец жизни писал довольно неприятные вещи. А де Фюнес в кругу семьи пародировал его походку, которая, по словам комедианта, больше напоминала походку Мэрилин Монро, чем героя боевика.
Спасение от маньяка
Как и многие его герои, де Фюнес был человеком довольно мнительным. Когда его сыновья Оливье и Патрик были детьми, он с ужасом провожал их в школу: боялся, что мальчиков похитят, что они не выдержат тяжести рюкзаков и повредят спины… В 1969 году ему позвонили домой и сообщили, что он должен срочно заплатить пять миллионов франков — иначе пострадают его сыновья. Сыновья всерьез это не восприняли (они были уже взрослыми), а вот сам де Фюнес до смерти перепугался и позвонил в полицию. Шантажиста в конце концов поймали, посадили в тюрьму на несколько месяцев (а потом он предпринял попытку угона самолета и застрелил стюардессу).
Кроме маньяков, де Фюнеса преследовали поклонники и папарацци, от которых он укрывался в огромном замке де Клермон на реке Луаре. Там он изолировал себя от мира, по выражению одного из сыновей, запер себя в золотой клетке. Супермаркеты отныне он видел только по телевизору — и страшно удивлялся таким новшествам, как тележки для продуктов. Ел только в роскошных ресторанах — терпеть их не мог, но в заведениях попроще к нему приставали десятки зевак. «Как бы мне хотелось пообедать в простой пиццерии!» — говорил он в отчаянии. Если куда-то летел на самолете, непременно надевал в аэропорту черные очки и плащ — не задумывался, что тем самым только привлекает к себе лишнее внимание.
А в замке он предавался любимому занятию — садоводству, ухаживая, в частности, за 600 розовыми кустами. Вскоре после его смерти, в 1984 году, именем «Луи де Фюнес» был назван выведенный сорт оранжевой розы с крупными (13 см в диаметре) цветками, жизнестойкой и устойчивой к вредителям.
Другие грани таланта
Жан Маре прекрасно рисовал, и всегда находил время, чтобы посвятить его этому занятию. Он любил изображать портреты друзей и коллег и, кроме того, делал наброски будущих скульптур. Ваяние было его страстью и неизменно ему удавалось.
В конце жизни на вилле под Каннами Маре отвел большое помещение под мастерскую и в нем в одиночестве творил. Эльдар Рязанов, снимая передачу о знаменитом актере, был удивлен его мастерством скульптора. Произведения Маре хвалили и Пабло Пикассо, и другие известные художники.
Личная жизнь
Маре не скрывал своей бисексуальности. Имя артиста всегда связывают с писателем Жаном Кокто. Этот талантливый прозаик и поэт влюбился в красивого юношу с первого взгляда, и несколько лет с 1938 по 1942 гг. они жили вместе.
Кокто заинтересовал Маре чтением классики, изучением искусства. Актерское мастерство Жана сделало колоссальный скачок после начала работы с режиссером. Под руководством наставника Маре хотел учиться, и ему это легко давалось. В свою очередь он, как мог, боролся с наркотической зависимостью Кокто. В артистических кругах их называли «Два Жана».
В 1942 году артист женился на партнерше по фильму «Кровать с балдахином» Миле Пирели. На съемках у них завязался страстный роман, и они сняли общую квартиру.
Кокто не устраивал возлюбленному сцен, но именно в то время написал для него лучшие сценарии фильмов. Костюмы для одного из них, «Красавицы и чудовища», изготавливали Кристиан Диор и Пьер Карден. Нередко картины Кокто частично спонсировала Коко Шанель.
Спустя 2 года брака Маре увлекся актрисой Мишель Морган и подал на развод, но она, одна из немногих, устояла перед его обаянием. Ее любовью был Анри Видаль, и пара вскоре связала себя официальными узами.
После войны у Маре завязались бурные отношения с Марлен Дитрих. В 50-е он познакомился с привлекательным танцовщиком Жоржем Райхом и появлялся с ним на вечеринках и фестивалях на протяжении почти 10 лет.
Начало 60-х выдалось для актера непростым. После продолжительной болезни скончался его отец. Маре ездил к нему в Шербур, чтобы попытаться наладить отношения. По возвращении в Париж мать сообщила ему, что Виллен-Маре ему не родной отец, а биологическим на самом деле является его крестный.
В это же время тяжело заболел старший брат Жана, Анри. Артист помогал ему, но болезнь победила, и тот умер в Париже. В 1963 году Маре потерял и Жана Кокто, с которым всегда поддерживал теплые отношения.
После всех утрат и расставания с Жоржем Райхом Маре решился на усыновление подростка-сироты. Им стал цыган Серж Айал. Если актер мечтал о повторении тех отношений, которые были у них с Кокто, то он жестоко ошибся.
Личная жизнь Жана Маре
Первым мужчиной юного «монстра» стал любовник его матери, картежник Жак де Баланси. Позже актер отмечал, что он не испытывал при этом страх, а только любопытство и удивление.
Жан Маре был гомосексуалистом
Почти 26 долгих лет любимец женщин был музой и любовником Жана Кокто. Когда великий литератор признался актеру в любви, тот не испытывал к нему тех же нежных чувств, но из уважения солгал, что тоже влюблен. Однако позже он полюбил Кокто всем сердцем. Они были вместе вплоть до смерти режиссера в 1963 году.
Жан Маре и Жан Кокто были любовниками на протяжении 26 лет
С 1942 по 1944 год артист состоял в браке с Милой Парели, его партнершей по картине «Кровать с балдахином». Он предложил ей расписаться, когда находился на фронте, якобы чтобы получить четырехдневный отпуск. Ходили также слухи о его романтических отношениях с Марлен Дитрих. Но в действительности они были просто хорошими друзьями. А после ухода из жизни Кокто у артиста была недолгая связь с танцовщиком Жоржем Райхом. В 1962 году кумир зрителей усыновил 19-летнего Сержа, паренька цыганского происхождения. Он мечтал дать ему хорошее образование и достойное воспитание. Но юнца занимали исключительно деньги Маре и девушки. Вскоре он исчез из поля зрения названного папы, признавшего свою идею с усыновлением ошибкой.
На фото: Жан Маре и его приемный сын Серж
От природы актер был застенчивым и деликатным. Он не позволял себе бестактностей, никогда не акцентировал внимание на своей нетрадиционной ориентации, но и не скрывал своих наклонностей, что было редкостью в его время.
Награды и номинации
За военную службу во время Второй мировой войны актер получил Военный Крест. Он водил бензовоз на передовую для заправки военного транспорта.
За первую же главную роль в картине Жана Кокто он получил премию «Бемби». Всего у артиста 4 этих немецких медиа-премии. Также он был награжден призом венецианского МКФ «Серебряный лев» и Орденом Почетного легиона.
В 1993 году Маре получил почетный «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Многие картины, в которых играл Жан Маре, выдвигались на различные международные премии и завоевывали их.
Ориентация французского актера
Гомосексуальные наклонности практически с детства были присущи Маре. Первым его мужчиной стал любовник матери Жак де Баланси, картежник и плут. Вспоминая об этой связи, актер говорит лишь о чувстве любопытства, но не о страхе и стыде. Когда Жан понял про себя, что он гей, пытался неоднократно сменить ориентацию гомосексуалиста, переключаясь на любовные связи с представительницами прекрасного пола, но природа брала свое.
Жан Маре и Жан Кокто
В 1937 году судьба подарила Маре встречу с человеком, изменившим не только его актерскую карьеру, но и личную жизнь. Это был Жан Кокто — режиссер, драматург, писатель, поэт и художник. Заметив нашего героя на репетиции спектакля, он решил дать шанс недостаточно востребованному в профессии, но красивому и импозантному актеру и пригласил его на главную роль в своем фильме “Рыцари круглого стола”. Впоследствии Кокто отдавал своему актеру лучшие роли в известных фильмах.
Между двумя Жанами завязался роман, о котором ходило много невероятных слухов. Увлеченные отношениями, они не обращали на слухи никакого внимания, всюду появлялись вместе. Дело дошло до того, что молодые люди признались друг другу в далеко не платонической любви. И хотя Жан Маре ответил взаимностью на любовное признание партнера исключительно из стремления устроить свою карьеру, очень скоро полюбил Кокто всем сердцем и пронес эту любовь через всю жизнь.
Их порочная связь продолжалась долгие 26 лет. За эти годы Жан Кокто многое сделал для своего возлюбленного. Он был для него не только любовником, но и отцом, и наставником. Много усилий приложил к тому, чтобы восполнить пробелы в образовании Маре, воспитать у него изысканный вкус и сформировать стиль. В стремлении показать ему мир, драматург побывал с подопечным во многих странах. Познакомил со многими влиятельными людьми. К тому же, в творческом плане прекрасно дополняли друг друга: Кокто писал прекрасные сценарии, а Маре воплощал их на экране.
Гибель старшего друга, которого убил опиум, стала большим ударом для актера. Через год после смерти Кокто Жан Маре поставил спектакль под символическим названием “Кокто – Маре”. Этой работой актер увековечил память об их столь долгих и близких отношениях.
Но жизнь продолжается. Вскоре Жан Маре нашел утешение в лице молодого танцовщика Джоржа Райха, связь с которым длилась более 10 лет. Все его мужчины обожали кинокумира.
Джордж Райх и Жан Маре
Последние годы жизни и смерть
Купив виллу на Лазурном берегу, в Вилларисе, он занялся живописью и изучал гончарное ремесло. В 1988 году ему диагностировал рак костного мозга, но окружающие скрыли от него диагноз. Актер продолжал работать в театре и считал недомогания признаками надвигающейся старости.
Жан Маре сильно простудился в 1996 году и заболел пневмонией, после чего его здоровье уже окончательно не восстановилось. С журналистами он шутил, что перед премьерой спектакля по пьесе Шекспира «Буря» попал под ливень и едва остался жив.
Название бессмертного произведения будто вызвало «всемирный потоп». В начале 1998 года он еле передвигался и 8 ноября скончался от отека легких. На его надгробии установлены сказочные животные по его же эскизам.
Вся Франция оплакивала своего любимца. Люди слушали прощальную речь Жана Маре и рыдали прямо на улицах. Другой кумир зрителей, артист Ален Делон, отменил празднование Дня рождения, так как смерть его друга и коллеги пришлась как раз на эту дату.
Президент страны Жак Ширак отметил, что вклад Жана Маре в развитие французского искусства неоценим.
Ранние годы
Блистательный артист родился 11 декабря 1913 года в небогатой семье из портового Шербура. Его отец, Альфред Эммануил Виллен-Маре, работал ветеринарным врачом, а мать, Мари-Алин Воссор, по одной версии, была профессиональной аферисткой, по другой, – страдала клептоманией. Как бы там ни было, но за воровство она периодически оказывалась в тюрьме. В 1917 году родители развелись, и он вместе с матерью и старшим на 4 года братом Анри переехал в Париж.
Маленький Жан Маре с мамой
Незадолго до рождения Жана Мари-Алин похоронила свою дочь Мадлен. Она лелеяла надежду, что на свет появится девочка с ангельской внешностью, но, услышав вердикт врачей – мальчик – впала в депрессию. И хотя женщина вовсе не пыталась растить из него девочку, напротив, воспитывала его мужественным и храбрым, Жан подсознательно чувствовал глубинные мысли матери. Совсем ребенком он нашел на чердаке сундук, в котором хранились детские наряды Мари-Алин, переоделся и отправился в магазин. Ему очень польстило, что продавцы приняли его за юную леди.
Маленький Жан Маре и его старший брат Анри (1915 год)
Самым памятным событием детских лет стало для мальчика посещение кинотеатра. В частности, его потрясла картина «Тайны Нью-Йорка» с Перл Уайт. Тогда он и решил стать актером. Мать водила впечатлительного ребенка и в театр. После спектакля, где возлюбленную главного героя Кабишу звали Розали, он затем всю жизнь называл свою красавицу-мать этим именем (а она его – «мой Кабишу»).
Жан Маре в юности
Жанно, как звали его родные и друзья, рос хулиганом, по его собственному признанию, «монстром с лицом ангелочка». По примеру матери, которую он очень любил, он врал, воровал, дрался, зло шутил над преподавателями колледжа Сен-Жермен-ан-Ле, учился плохо. Например, в 15-летнем возрасте он развлекал приятелей тем, что, переодевшись в женское платье, гулял и кокетничал с не подозревавшими о подвохе преподавателями. За подобные выходки его неоднократно исключали из разных учебных заведений (в Везин, Сен-Жермен, Жансон-де-Сайи). В 16 лет он окончил католический колледж в Бузонвиле и устроился учеником фотографа. Его учитель увлекался живописью и научил его некоторым базовым композиционным приемам, работе с цветом, светом, объемом, пространством. Чтобы заработать денег на учебу актерскому мастерству, юноша брался за любую работу – писал картины, снимался в качестве модели для журналов. Трижды он пытался поступить в Парижскую консерваторию, рассылал киностудиям свои пробные снимки, но его не брали даже в статисты.
Интересные факты
До конца жизни Жан Маре восхищался творчеством Жана Кокто и, подобно тому, написал несколько книг и самостоятельно иллюстрировал их. Одним из произведений стали детские сказки, остальные посвящены воспоминаниям о Кокто.
Собственную биографию Маре изложил честно и без прикрас. Он не скрывал ни недостатков характера, ни призрачных детских надежд на будущую славу. Единственное, про что он никогда не рассказывал, – каких огромных усилий стоила подготовка трюков и преодоление сложностей во время съемок.
Коллеги отзывались об актере, как о чрезвычайно харизмтичном и приветливом человеке, который, правда, мог и вспылить. Это случалось, когда к нему относились неуважительно и опаздывали на встречи или без причины отвергали его точку зрения на съемочный эпизод или сцену из спектакля.
Сам он был трогательно заботлив: оплачивал друзьям такси, когда они уезжали из его дома, и никогда не позволял им забирать счет в ресторане. Несколько лет Маре с Бурвилем возглавляли общество помощи актерам, потерявшим трудоспособность, и делали для нуждающихся все возможное.
Была ли у Жана Маре жена?
В свете некоторых подробностей личной жизни актера этот риторический вопрос волнует многих поклонников его творчества. Да, Жан Маре состоял в браке, в которым завершилась история его любви с актрисой Милой Пароли.
Молодые люди познакомились на съемках картины «Кровать с балдахином». Их брак продлился недолго, всего два года. Дети у супругов так и не родились, посему расставание Жана и Милы было безболезненным.
Некоторое время ходили упорные слухи о романтических отношениях актера с Марлен Дитрих. Причиной тому стала фотография актрисы с многозначительной надписью «Возьмешь меня замуж?». На самом же деле Жан и Марлен связывали дружба и общее дело, которому оба великих актера отдали свою жизнь.
Жан Маре пытался выстраивать и более серьезные отношения, совсем не прочь был стать отцом. Однако, ни одна из его возлюбленных не осчастливила его ни сыном, ни дочкой. Сексуальные связи с французскими красотками терпели фиаско, поскольку актер никого из них не смог полюбить.
Судьба оказалась благосклонной к талантливому актеру и в 1963 году одарила его возможностью стать отцом. Жан Маре усыновил мальчишку-цыганёнка. Серж Мараис, так звали приемного сына, был сиротой. Парень был настолько подавлен и разочарован жизнью, что вновь испечённому отцу пришлось приложить немало усилий, чтобы сердце его оттаяло и он по-новому смог посмотреть на жизнь.
Жан Маре с сыном